Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Online-интервьюРубрику ведет: О.А. Галицкая

фотография гостя

"ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"

Гость: Юрий Шлемович Стрелец
2008-06-04 в 16.00

Это анекдот, в реальности смысл жизни всегда предполагается, и признаком его наличия является хотя бы вопрос о смысле жизни. Не может быть фикцией вечная потребность человека в ответе на этот вопрос!

Доктор философских наук, профессор Юрий Шлемович Стрелец, конкретизируя вопрос о смысле жизни в понятиях «ценность жизни», «цель жизни», «любовь к жизни (и отвращение от нее)», «жизненная миссия» и т.п., выделяет два полюса отношения к проблеме смысла жизни:

1. «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценности – это значит, что он болен» (Зигмунд Фрейд).

2. «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни» (Альберт Эйнштейн).

Философия, в отличие от других отраслей знания, полагает, что вопросы важнее ответов. Ответы ограничены горизонтом миропонимания, а вопросы – нет. «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие не знают и этого». (Сократ, названный «самым мудрым из греков».) Вопрос – знание о незнании.

«Стоит жизнь того, чтобы жить или нет, это единственно серьезный вопрос». (Альбер Камю)

Нетрудно дать ответ на конкретную модификацию постановки вопроса о смысле жизни:

- счастье (эвдемонизм);

- удовольствие (гедонизм);

- польза (утилитаризм);

- совершенствование (перфекционизм);

- приближение к бытию Божьему, образу и подобию Бога (религия).

- ...и так далее...


Но что составляет интегральный смысл жизни индивида или универсальный смысл жизни рода человеческого? Возможна ли его формулировка в принципе или это тот предел, где относительное переходит в недостижимо абсолютное, временное в вечное? В этом створе предельного проблематика смысла жизни не более глубока, чем проблематика счастья, совести, долга, свободы и других экзистенциалов человеческой жизни – основных опор существования, ориентированного на утверждение сущности человека.


Об этом с посетителями Портала 4 июня 2008 беседует доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии Оренбургского государственного университета Ю.Ш. Стрелец.

Юрий Шлемович в 2001 году в Институте философии РАН (г. Москва) защитил докторскую диссертацию по специальности "Этика". Является автором многих научных работ, в том числе, пяти монографий. Соавтор энциклопедического словаря "Этика" (М., 2000 г.).


On-line-интервью состоится 4 июня 2008 в 15 часов, но СВОЙ ВОПРОС ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ УЖЕ СЕГОДНЯ.




РЫБАКОВА НАТАЛЬЯ КАЗИМИРОВНА

Здравствуйте,Юрий Шлемович.Может быть, смысл жизни в том, чтобы всю жизнь искать смысл жизни, а в конце узнать, что "и это пройдёт?

Ответ:

Здравствуйте!

Земная жизнь, действительно, проходит, но для верующего, каким я являюсь (надеюсь на это) есть еще вечность, так что поиск продолжается. Он сопровождает жизнь и, в определенном смысле, ею является, составляет ее духовный аспект.


Слава

В чем смысл жизни?

Ответ:

В совпадении трех модальностей индивидуального бытия: “хочу”, “могу”, “должен”. Если я “хочу” “должное” и “имею возможность” (“могу”) его осуществить с любовью, то смысл состоялся.

Правда, надо еще получить от этого удовлетворение.

Надо сказать, что становление вопроса о смысле жизни шло по двум основным линиям: имманентной, в рамках собственно человеческой природы и трансцендентной, затрагивающей сверхиндивидуальное существование.

Первая линия, по преимуществу, разрабатывалась античными мыслителями (в западноевропейской традиции):

- Фалес: «Какая жизнь наилучшая»? - «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других» (модус золотого правила нравственности);

- Сократ: Смысл жизни – разумное содержание «искусства жить»;

- Платон: «идея высшего блага»;

- Аристотель: «безусловная цель целей совершенной деятельности»;

- Эпикур: атараксия (безмятежность);

- Сенека (стоики): мужество противостояния судьбе;

Мыслители Ренессанса: свободная самореализация, творчество, утверждение гуманизма.

Вторая линия связана с обращением ко «второй» (или, наоборот, к «первой») природе человека, несущего в себе образ высшей, сверхъестественной реальности, сверхсущности – Бога.

На стыке обозначенных линий происходит целостное оформление проблематики смысла жизни и ее терминологическое выражение в «sense of life». Произошло уточнение семантического поля проблемы: “смысл” от “с-мысль”, “быть с мыслью”, “быть проникнутым мыслью”. Домината рефлексии (осмысления) отделила понятие “смысл жизни” от родственных ему “цели”, “ценности” и т.д.

В точке совпадения 1) рефлексии того, что можно считать критериями добродетельной, достойной жизни индивида и 2) рефлексии высшего предназначения человека формируется трактовка смысла жизни в Новое время (XVII в.)

Имманентное - трансцендентное

Декартово “cogito ergo sum” допускает интерпретацию: “мыслю смысл жизни, следовательно, существую”.

Б. Спиноза: смысл жизни, по своему содержанию, – максимальное слияние субъективной воли и объективной необходимости в свободе, что означает познание жизни с точки зрения вечности.

Эмпирики “приземлили” смысложизненную проблематику до результата общественного согласия, баланса естественности и цивилизованности, предотвращающего “войну всех против всех” (Томас Гоббс).

Иммануил Кант специально проблемой смысла жизни не занимался; для него это регулятивно-практическое понятие, квинтэссенция которого: “Быть достойным счастья”, безусловно уважать внутренний нравственный закон, отличающий человека от всех других живых существ.

Гегель утверждал посюсторонность смысла жизни, хотя и трансцендентный план бытия человека им мыслится в метафизическом “единобытии” индивида с содержанием и целями Субстанции (Абсолютной идеи).

По Л. Фейербаху, смысл жизни – установление не абстрактной, а практически реальной межчеловеческой гармонии на основании «сердца», любви, которая соединяет “Я” и “Ты”, возвращая человеку его собственную, но временно отчужденную сущность.

Для марксистов смысл жизни – конкретно-историческая постановка вопроса о возможности совпадения индивидуальных и социальных целей на базе практического преобразования действительности человеком, становящимся, в ходе этого процесса, подлинно “новым” и свободным.

Русская философия конца XIX – начала XX вв. поняла, что при решении вопроса о смысле жизни следует подняться от “значения” данной проблематики до ее “назначения”, подлинного смысла (“значения значения”).

А.И. Введенский: “смыслом жизни называется ее истинное назначение, т.е. действительная, но не кажущаяся, пригодность служить средством для той цели, для достижения которой назначена эта вещь” (не то значение, которое мы ей придаем, а истинное ее назначение).

Так, проводится различие между регулятивным и субстанциальным понятием “смысл жизни”. Первое может оправдывать и идеологически ангажировано толковать морально-практические ценности определенной мировоззренческой системы (напр., марксистско-ленинской: “подлинно нравственной целью является содействие построению коммунистического общества, и эта цель важнее средств”, “потомки оценят и оправдают...”).

Субстанциальная трактовка делает жизнь самоцелью, при условии, что эта цель не ограничивается ее земными горизонтами, выходит за их пределы, из времени – в вечность. Смысл жизни оказывается Истиной с большой буквы, и эта Истина, по Е.Н. Трубецкому, есть “предвечный синтез всех возможных содержаний сознания”. Так что, смысл жизни – не конечная перспектива человеческого бытия, а его начало и содержание.

В такой трактовке, истина – не холодно-рассудочное понятие, а живое, теплое, онтологическое:

Правда = Истина + Нравственность

Человек – единственное существо, обладающее “интуицией мировой бессмыслицы”, абсурда, к признанию которого приходили многие, не только западные (А. Камю), но и отечественные мыслители (А.С. Пушкин о “равнодушной природе”). Однако именно эта интуиция и является свидетельством наличия истинных целей и смысла: “музыкальная фальшь слышна уху, чувствующему мировую гармонию” (Е.Н. Трубецкой).

Смысл жизни – метафизическое предположение всех и всяческих человеческих усилий, иначе “все напрасно” (Базаров у И.С. Тургенева: “А ничего не будет: умрешь – лопух вырастет на могиле”).

Отрицание смысла жизни приводит к всепобеждающему утверждению смерти, которая, что парадоксально, тоже обессмысливается: в чем ее победа и содержание, если нет жизни как миссии?


Сергей Петрович Малов

Здравствуйте, уважаемый Юрий Шлемович! На мой взгляд, тема этого online-интервью – одна из самых сложных и важных, спасибо Вам огромное за то, что согласились поговорить на эту тему. На собственном опыте знаю, как непросто беседовать о смысле жизни со школьниками, особенно со старшеклассниками: восхитительный юный задор и минимальные навыки научного анализа проблемы.

Как Вы считает, на какие аспекты изучения вопроса о смысле жизни следует обратить особое внимание?

Ответ:

На аспекты индивидуального осмысления человечества, социума, а не наоборот. Общество – продолжение человека, а не он – элемент общества. Смысл разговора о смысле жизни в педагогическом плане в том, чтобы утвердить высшую ценность любой индивидуальной жизни, чтобы она рассматривалась как цель, а не как средство. Благо индивида (от бомжа до президента, безразлично) – главное основание для экспертизы успешности общества. Главный национальный проект – сбережение не всех, а каждого.


Максим

Некоторое недоумение вызвал у меня предыдущий вопрос. Что же получается, о смысле жизни свойственно думать преимущественно молодому поколению с его “восхитительным юным задором”. А остальным что, все ясно? Тогда о чем волноваться: как поется, “наступит время сам поймешь, наверное…”, а потом будешь только “беседовать о смысле жизни со школьниками”?

Ответ:

Вопрос о смысле жизни касается всех, даже если кто-то о нем не задумывается. Дело не в биологическом, а в духовном возрасте. Если этот базовый вопрос тревожит человека, значит он родился духовно, а не только биологически или социально.

Тем не менее, возрастная специфика осмысления жизни имеется. Молодой человек может воспринимать этот вопрос острее, чем пожилой человек, который обращается к нему чаще.

Однако, говоря по существу, данная проблематика захватывает человека любого возраста, когда он добирается до третьего своего рождения – духовного (1-ое – биологическое, 2-е – социальное). Рождение тела не рефлексируется, рождение личности выводит на простор социальных значений существования (кем быть? каким быть? как стать тем, кем ты хочешь, можешь быть? и т.п.) Рождение духовное наталкивает на смысл: зачем, почему, какова цель, уникальная миссия и т.д.

Когда происходит это «третье рождение»? У всех по-разному; можно прожить жизнь, так и не родившись, «окончательно», если не поможет Бог или просто природа, поставив человека в экстремальное положение, в “пограничную ситуацию” (cм. “Смерть Ивана Ильича” Л.Н. Толстого). Страдание, смертельная угроза – не только наказание, но и милость, дарующая возможность осмысления себя и своей жизни в виде осознания вины, ответственности, покаяния и приуготовления к новому “эону” бытия.

Так что перед вопросом о смысле жизни все равны.


Кузахметов Р.К.

Уважаемый Юрий Шлемович!

Чьи труды о смысле земного бытия являются, на Ваш взгляд, наиболее оригинальными и значительными?

Ответ:

Это труды, во-первых, отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, А.И. Введенского, Н.И. Кареева, С.Л. Франка и др. Затем: мировая классика, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля, Бл. Августина, Ф. Аквинского, и продолжая, Б. Паскалем, А. Шопенгауэром, Кантом, Ницше, Достоевским, Толстым, Ник. Федоровым (русскими “космистами”). Труды психологов: Э. Фромма, А. Маслоу, В Франкла и др. Начинать же весь этот ряд можно главными сакральными текстами: Библия, Коран, Бхагават-Гита.


Руслан

Хотелось бы уточнить, чем отличаются понятия “смысл жизни” и “цель жизни”?

Ответ:

- Цели могут определяться как относительные (получить образование, занять достойное место в жизни, обрести счастье и т.д.) и как нечто абсолютное: интеграл всех усилий, конечный результат, идеальное состояние жизни.

Абсолютная цель жизни смыкается с ее смыслом, хотя нюансы различия остаются: цель – более схематизированное, регулятивное, абстрактно обедненное понятие с большим акцентом на должное и результативное, нежели на сущее и процессуальное (смысл).

Если смысл любой вещи – ее истинное назначение (предназначение), то цель – конкретизация этого назначения, рассматриваемая в контексте средств и путей его достижения. Чем ценнее цель, тем большее количество вещей она охватывает, становясь общеобязательной, необходимой. Абсолютно ценную цель и смысл жизни роднит то, что жизнь тогда достигается ради нее самой; самоценность – главный признак, становящийся таковым и понятным лишь в контексте сверхценного, не ограниченного земным пространством – временем. Здесь: правда религии. Смысл жизни рождается на стыке предельно возможного и беспредельно действительного.

Парадокс смысла жизни объясняется герменевтическим кругом: понимание возможно лишь в отношении того, что имеет законченное смысловое единство. Осмысление жизни возможно при наличии у нее смысла. Так что, смысл – не результат, а начало, которое должно быть постулировано до постановки любых целей. «Нет попутного ветра для команды, которая не знает, куда плыть».

Аналогично – о смерти. Все боятся ее будущего прихода, забывая, что мы в ней (в несуществовании) уже были, до своего рождения. А, кроме того, не думая о том, что она постоянно присутствует в нашем и биологическом (диссимиляция), и социальном (потери, изоляция, ненависть и т.п.) существовании. “Мертвые души”, к сожалению, не метафора. И только дух принципиально бессмертен. “Духовное возрождение” – тавтология.


Наталья Петровна Корзунова

Здравствуйте, Юрий Шлемович! Расскажите, пожалуйста, о светском, нерелигиозном варианте осмысления жизни

Ответ:

- Возможен ли светский, нерелигиозный вариант осмысления жизни?

Да, если под «смыслом» понимать ее интегральное значение. Тогда это – «регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность». (Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, - М., 2001 – с. 517.)

Субстанциальная трактовка смысла жизни предполагает не «оправдание», а, скорее, обличение тех норм и ценностей, которые относительны, исторически конкретны, хотя претендуют на прогрессивность и универсальность. Слова «вечность» они боятся.


Наумова Ольга Геннадиевна

Нужно ли смертельно больному человеку говорить всю правду о том, что его ожидает? Верно ли в данном случае известное выражение: "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь"?

Ответ:

Нужно, если он на этом осмысленно настаивает (наследственные вопросы, сроки окончания творческого труда и т.п.). Кроме того, верующему человеку можно сказать больше, чем неверующему. Взрослому, в отличие от подростка, мужественному, в отличие от трусливого и т.д.

Вопрос решается сугубо индивидуально.


Игорь Викторович

Могут ли привести к счастью поиски смысла жизни?

Ответ:

- Стремление к счастью естественно для человека, однако в своем интегральном значении (постоянство до неизбывности, универсальность, оправданность, или заслуженность и т.д.) счастье недостижимо в земной жизни, а в иной – неосновательно. Психическое же «удовольствие» от погони за неосуществимой целью – совершенно иллюзорно: «...разве можно найти человека, который, понимая всю бесплодность попыток поймать свою собственную тень, все-таки находил бы величайшее наслаждении в сознании, «что он по мере сил посвящает свою жизнь подобным попыткам?» (возражение А.И. Введенского Н.И. Карееву).

Главная задача, считал А.И. Введенский «научиться находить не то, что способно наполнить наслаждением жизнь, а то, что способно ее осмыслить и нацелить».

Альтернативный счастью долг (напр. «быть достойным счастья» – И. Кант), русские мыслители тоже не слишком жаловали, предлагая углубить проблему до органических основ жизни: «Любить, жалеть, холить, сохранять и спасать от смерти все живое – вот общая формула» (Н.Я. Грот). Из этой глубины проистекает формулировка национальной идеи А.И. Солженицына: «сбережение человека». Не стоит надеяться на то, что кто-то будет сберегать народ, который не сберегает своих детей, каждого из них, самого «захудалого» и незаметного. И «сбережение» – лишь начало. Цель – развертывание каждой сущности и ее миссии. Смысл – в желании и возможности осуществить это должное.


Ломакина Наталия Александровна

-"Лучше жить, хваля жизнь, чем ругать её и - всё-таки жить". Вы согласны с этим утверждением?

-Уважаемый Юрий Шлемович!

Вы верите, что наступит Эра милосердия, добра, духовности? И если верите, то когда, по- Вашему, это может произойти?

Ответ:

Хвалить жизнь лучше, чем ее ругать. Тем самым мы оптимизируем себя, подпитываемся энергией самой жизни. Существует, однако, и модификация жизни вообще – социальная жизнь, которую ругать вполне позволительно и необходимо. Ругань здесь – не самоцель (хотя и выплеск негативной энергии полезен), а инструмент преобразования существующего состояния общества


Я верю в постепенное проникновение духовности в общественную жизнь, в рост ценности отдельной человеческой жизни. А вот в календарное наступление (с такого-то времени) эры Милосердия – нет, не верю. “Эры” не надо ждать, милосердие есть в каждом сердце уже сегодня. Жаль, что пока это состояние воспринимается как нечто ненормальное, глупое, как признак слабости.


Сергеев, преподаватель вуза

Какое духовное явление наиболее приближено к смыслу жизни, проливает свет на этот смысл?

Ответ:

– Пожалуй, совесть, понимаемая опять же не в регулятивном, а в субстанциальном значении. Не только как регулятор социальных отношений (это тоже есть), но и как мера соотношения эмпирического и идеального, еще точнее, как «голос Божий в душе человека». Укоры, угрызения совести порождены мыслью и чувством измены самому себе подлинному, идеальному, образу и подобию Бога, осуществить которые в себе – истинная задача.

Бог посылает каждому, всем весть о себе и предназначении человека. Эту весть мы получаем совместно с другими, так образуется «со-весть». На это главное послание мы должны ответить отдельно-уникальным образом. Так рождается «ответ-ственность». Встреча и диалог совести и ответственности, трансцендентного и имманентного и составляет смысл жизни.

Совесть, таким образом, – феноменальное обнаружение смысла жизни, нравственно-духовный компас, неизменно указывающий на «север духовной ориентации», на Добро. Мера отклонения бытия человека от этого эталонного направления воспринимается им как бессмыслица жизни, тем большая, чем серьезнее он отклоняется от своего истинного назначения, от «вести-совести».

В. Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» сравнил человека с самолетом, который подобно автомобилю, может двигаться и по земле, было бы место. Однако, только поднявшись в воздух, самолет становится именно самолетом, тем, для чего он предназначен.


Марина Михайловна

Способствует ли современное образование поиску и утверждению индивидуального смысла жизни?

Ответ:

– Если под образованием понимать комплекс «обучения-воспитание», в рамках которого индивид социализируется, адаптируется к социуму, то вряд ли. Социализация, или переход от биологического горизонта существования к социальному обеспечивает коммуникацию с другими, но акцент здесь на общности, схожести, «ты как все». Социализация (разумеется, это необходимый компонент развития) должна переходить, сопровождаться индивидуализацией, в контексте которой индивид постигает свою «самость», уникальность, автономность и метафизическую самодостаточность.

Так, двигаясь от первого рождения, биологического, ко второму – социальному, а затем к третьему, или духовному, человек образуется как целое, достраивается до целого. Это и есть настоящее образование, в его подлинном – антропологическом – смысле. Образование – это когда человек образуется как таковой (не автомобиль, а самолет), не просто усваивает какую-то, пусть и нравственно-окрашенную, информацию. Такого рода образование, есть, одновременно, постижение смысла жизни. Беда современного образования в том, что это «ответ на незаданный вопрос». Мы еще раз убеждаемся, что смысл жизни, его поиск, вопрошание о нем – не на выходе, а на входе. Вопрос о смысле жизни должен пронизывать весь процесс становления человека (его «образование») с самого начала.


Вера Трофимовна

Свободен ли тот, кто познал (или, в процессе, познает) смысл жизни?

Ответ:

- «Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить» (Эрих Мария Ремарк).

Однако есть и позитивная связка свободы и смысла жизни. Свобода – не познанная необходимость, а возможность (способность, право) выбирать. Высшая свобода – возможность выбирать между смыслами жизни. Избежать обучения в школе жизни не может ни один человек, и все здоровые люди любят жизнь, признавая ценность смерти как поэзию жизни. «Наша жизнь измеряется усилиями, которых она стоила нам» (Ф. Мориак).

«Любить что-то больше, чем жизнь, – значит сделать жизнь чем-то большим, чем она есть» (Ростан).


Игорь Владмирович

Не связано ли осмысление жизни с анализом того, что мы называем «судьбой»? Вообще, как связаны эти понятия: «смысл жизни» и «судьба»?

Ответ:

– Представления о судьбе имеют очень древнее происхождение и складываются еще в недрах мифологического сознания. «Судьба», чаще всего, обозначает объективную закономерность, необходимую связь элементов универсума и событий человеческой жизни; это – принцип устойчивости, пронизывающий все сущее, и реализуемый в необратимой последовательности всего, что случается в жизни.


Верящий в «судьбу» полагает, что все предрешено (напр., «браки совершаются на небесах», «кому суждено быть повешенным – не утонет» и т.п.) А человек, не знающий свою судьбу, считает для себя возможным изменить ее.


«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь! Зачем ты мне дана?

Иль, какой судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?» (А.С. Пушкин)


«Когда судьбы твоей враждебно око,

Что щит стальной перед стрелою рока?» (Саади)


Т.е. судьба как неизбежность непредвидима, это «суд Божий», дающий само понятие «судьба».


В таком случае поиск смысла жизни примиряем с судьбой:

«Кто жизни смысл однажды постигает,

Перестает в несчастьях рок винить,

Лишь сожалеть о прошлом начинает,

Которое не в силах изменить». (Э. Севрус)


Целиком ли властвует над нашей жизнью судьба или кое-что (а может быть, многое?) зависит и от нас, нашей воли и решимости, сознания и чувства?

«Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» (Н. Макиавелли). «Гордиться должны мы тем, что мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории» (А.И. Герцен).

Необходимость учитывать объективное стечение обстоятельств, над которыми мы не властны, не должно «расслаблять» человека, а, может быть, и напротив, его активизировать, побудить к полноте ответственности за то, что ты должен был предвидеть и сделать: «Делай, что должно и будь, что будет».

«Когда речь заходит о том, правит миром случай или судьба, теоретически допустимо решать эту проблему как угодно, но на практике приходится поступать так, как будто одновременно царит и то, и другое: смело, как если бы все уже было решено судьбою, и осмотрительно, как если бы все зависело от случая» (Драган М. Еремич).

Судьба двулика: это и промысел Божий, и фортуна (случай). Однако, в створе между ними – желания, возможности и представления о должном самого человека.

Когда совпадают: «хочу», «могу» и «должен», влияние судьбы как слепого орудия сводится к минимуму, или судьбой мы называем интегральный итог прожитого, сделанного нами активно и ответственно.


О.А. Галицкая

Уважаемый Юрий Шлемович, скажите, пожалуйста, как Вы сами определяете для себя смысл жизни?

Ответ:

- Тайна смысла жизни, на мой взгляд, лежит во времени и вечности, в их правильном сопряжении, даже при учете того, что они – загадка. Экзистенциалы (любовь, труд, счастье, совесть, долг и многие другие) раскрываются только в их взаимоотношении, в позиции, которую мы занимаем в этом «промежутке». Например, времени и вечности.

Один призывает жить «сегодня», выжав из него максимум возможного («жить так, как будто это твой последний день...)

Другой говорит о «завтра», об ориентации на будущее, об опережении жизни как принципа.

Я полагаю, что надо определиться по отношению к вечности. И, для начала, надо быть уверенным в вечности.

Что значит быть уверенным в вечном? Это значит сознавать, что может не быть «завтра»: прилетит какой-нибудь камень из Вселенной, величиной больше 10 километров, и земная жизнь потухнет. «Завтра» может не быть, вечность останется. Вечность – не бесконечное сегодня или завтра, вечность – это всегда.

Уверенность во «всегда» – единственно полное основание смысла жизни. Человеку свойственна интуиция, что он будет всегда, и это не детское, неразумное в нас, а настоящее, подлинное.

Смысл жизни и состоит в том, чтобы жить не «как если бы» (И. Кант) мы были вечными, а в полной уверенности в этом. Глупо считать, что это легко. Легко только тогда, когда не мыслишь всю сеть будущих событий, всю полноту ответственности за них и себя в этой сети.

«Стояние» в смысле жизни – самое трудное, что можно себе представить. «И все это я, и все это мое...», кричит Пьер Безухов у Толстого. Ему открылось... Так что смысл жизни – в уверенности, что все тебя касается, во всем ты чувствуешь и за все отвечаешь. Земная жизнь мала не только для такого участия (всеучастия), но и для осознания того, что это так. Для этого нужна вечность, в которой и нужно «прописаться», стать «ответственным домовладельцем». (Иметь свой дом для этого совсем не обязательно, можно сидеть на пеньке в лесу и быть «ответственным мировладельцем».) Услышать зов совести – глас Божий, и отвечать, отвечать, отвечать.

Вопрос о смысле жизни – это ответ на него.


Ю.Ш.Стрелец:

Время, отведенное на online-интервью, закончилось. Я благодарю всех участников за интересную беседу! Желаю всем добраться до третьего - духовного - рождения и ощутить свою уникальность и самодостаточность.

Мы можем продолжить беседу на Форуме Портала, также предлагаю познакомиться с моим новым электронным ресурсом "Смысл морали как основание осмысления жизни", который в ближайшее время появится на Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья.

Введите имя или фамилию *

Введите вопрос

* - данное поле обязательно для заполнения

Уважаемые господа!
Для Вашего удобства мы предотвращаем публикацию высказываний не по теме или оскорбительного характера. Ваш вопрос будет опубликован в течение некоторого времени. Просим отнестись с пониманием.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.

Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.



Скоро



Прошедшие online-интервью
Фото гостя БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – ЭТО ВАШ ВЫБОР



Фото гостя ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



Фото гостя ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ



Фото гостя "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ..."



Фото гостя "ПЕРВЫЙ, КТО СРАВНИЛ ЖЕНЩИНУ С ЦВЕТКОМ, БЫЛ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, ВТОРОЙ – ОЛУХОМ..."



Фото гостя ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ



Фото гостя "О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"



Фото гостя В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? - ПЛАВАТЬ НАДО...



Фото гостя ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ



Фото гостя "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. СЛОВО БЫЛО ОТ БОГА. А ЧТО ОНИ С НИМ ДЕЛАЮТ!.."



Фото гостя "СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"



Фото гостя "ПОКА СВЕЧА РОССИИ НЕ ПОГАСЛА"



Фото гостя ВИЧ – КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО МЕНЯ?



Фото гостя КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Фото гостя МИР И СЛОВО



Фото гостя СЕМЬЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫВАЯ МИР, ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Фото гостя "ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"



Фото гостя «НО ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»?



Фото гостя О РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ПО-РУССКИ






Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page