Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Online-интервьюРубрику ведет: О.А. Галицкая

фотография гостя

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Гость: Людмила Владимировна Анпилогова
2008-11-19 в 16.00

Гость Портала – Людмила Владимировна Анпилогова, проректор по научной работе Оренбургского института экономики и культуры (Institut für interkulterelle Kommunikation), доцент кафедры периодической печати и теории журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук.


Людмила Владимировна работает в системе высшей школы с 1992 года. Круг научных интересов сегодня – теория и практика общения специалистов разных специальностей и мир информации в современном обществе.


Автор более 170 научных трудов, монографий, учебных пособий, многие из которых посвящены проблеме общения и обучению профессиональному общению.


Является лауреатом и дипломантом всероссийских и региональных научных конкурсов. За достижения в сфере высшего профессионального образования, научную и методическую работу награждена грамотами и дипломами администрации и Главы города Оренбурга, Союза "Женщины Оренбурга", Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.


За плодотворный труд в деле воспитания подрастающего поколения, в 2008 г. занесена в соответствующий раздел Ежегодной общероссийской энциклопедии "Одаренные дети – будущее России".


Для специалистов, особенно тех, кто работает в сфере "человек-человек", общение – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач. В этом смысле, по мнению Б.Н. Лозовского, участники общения – "интер­вьюеры, поскольку ежедневно – и не раз – задают вопросы и выслушивают ответы". Благодаря общению можно получить необходимую для профессиональной деятельности информацию. "Но, как правило, удача благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор" (Б.Н. Лозовский).


Чтобы научиться этому, необходимо включить студента – будущего специалиста – в организованный процесс обучения профессиональному общению. Благодаря этому специалист научиться вырабатывать у себя привычку искать и постепенно формировать такой стиль общения, в котором на основе устойчивого интереса к людям ярко проявлялось бы стремление глубоко постичь личностную суть каждого из них.


Мы говорим о культуре общения современного специалиста.




Людмила Владимировна Анпилогова


Здравствуйте, дорогие друзья!

Общая тенденция образовательной политики нашего государства сегодня направлена на повышение профессионализма человека. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования профессионального мастерства будущих специалистов. Именно поэтому в современных условиях возникает необходимость качественного изменения системы профессиональной подготовки человека.

Специальная подготовка к будущей социально-полезной деятельности будет наиболее эффективной при условии поэтапного её осуществления. Значимым при этом является осознание человеком ещё на первой ступени его профессионального совершенствования в стенах общеобразовательной школы, вуза того пути, по которому пойдет он по жизни.

Учитывая это, педагоги высшей школы особое внимание уделяют обучению студентов общению, являющемуся одним из аспектов профессионального мастерства специалиста. Важным при этом является то, что посредством общения (через получение новой информации, её анализа и рефлексии) происходит процесс самосовершенствования личности специалиста. Для того чтобы будущий специалист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости общения, повышения его уровня для развития собственного "Я". Это является особенно актуальным сейчас, когда на рынке труда требуются не просто грамотные и образованные специалисты, а профессионалы - компетентные целостные личности, обладающие высоким профессионализмом, способностью творчески, соответственно усложняющимся задачам, осуществлять свое человеческое и социальное предназначение. Именно такие специалисты смогут выйти победителями из конкурентной гонки, происходящей на рынке труда сегодня.

По нашему мнению, современному специалисту необходимы знания о профессиональном общении и умения их использования в профессии. Сегодня, принимая участие в onlain-интервью, хотелось бы поговорить именно об этом.




Сергеев Роман Константинович, 08Ж1 Оренбургского государственного университета

Людмила Владимировна, хочу сказать, что Вы потрясающий педагог и настоящий мастер своего дела... Спасибо Вам за это...

Мой вопрос звучит так: в последнее время в интернет-сообществе, да и в молодежной сфере в целом появился специальный сленг, например странное слово "чикса" и т.д., продолжать можно бесконечно... Как вы относитесь к подобным вещам? Часто такими выражениями пользуются молодые журналисты в своих работах, дабы приблизить к себе читателя... Как вы относитесь к использованию такого сленга журналистом?

Ответ:

Уважаемый Роман Константинович! Благодарю вас за вопрос. Очень рада, что студенты первого курса могут ставить проблемные вопросы, связанные с журналистикой, что уже говорит об их интересе к будущей профессиональной деятельности.

Отвечая на ваш вопрос, хочу отметить, что в русском языке всегда имели место слова, ограниченные сферой своего употребления. К таким словам следует отнести диалектную, профессиональную, жаргонную лексику, благодаря которой отдельные социальные группы людей по условиям своего общественного положения, специфике окружающей обстановки обозначали предметы и явления, уже имевшие названия в общелитературном языке. Специальный сленг, используемый сегодня молодыми людьми, является характерным признаком возрастной общности поколения, преимущественно молодого. Это было, есть и будет всегда. Использование сленга в журналистике возможно, если журналисту необходимо представить образ персонажа с определенной речевой характеристикой или для придания тексту непринужденности, экспрессии, эмоциональности, если речь идет о создании особой атмосферы молодежных мероприятий.

Но при всем этом неизменным остается одно: сфера употребления сленговых слов должна быть ограничена и строго мотивирована стилистическими целями, иначе они лишь засоряют язык.


Брискер Ольга Петровна, к.э.н., доцент кафедры коммерции и организации экономической деятельности Оренбургского государственного аграрного университета

Уважаемая Людмила Владимировна! Сегодня в научном мире много говорят об общении, осуществляемом в разных сферах деятельности человека, например, образовательной или профессиональной. У каждого исследователя свой подход к пониманию сущности общения и его определения как научного предмета. Что Вы включаете в понятие "профессиональное общение" специалиста?

Ответ:

Уважаемая Ольга Петровна! Профессиональное общение специалиста - это особый вид творчества, осуществляемый посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание и созидание духовной общности людей в профессиональной деятельности, благодаря которым осуществляется координация действий общающихся, направленная на получение результата деятельности. Профессиональное общение специалиста как особый вид творчества представляет собой вид деятельности, в которой развитие человека безгранично, именно творчество в общении предоставляет ему возможность для личностной активизации, для проявления себя, осознания творческой индивидуальности.

Профессиональное общение наиболее правильно необходимо рассматривать как совокупность ряда факторов деятельности, следующих друг за другом постоянно меняющихся параметров коммуникативного поведения в условиях современного рынка: метода поиска решений профессиональной задачи, достижения взаимопонимания, средства обеспечения преимуществ в конкурентной среде, концепции конструктивного взаимодействия.

Делая ставку на понятие "общение как взаимодействие", мы учитывали современные тенденции восприятия взаимодействия как деятельности, в наибольшей степени отвечающей требованиям гуманизма в системе человеческих отношений. Основная идея взаимодействия в общении состоит в том, что объектом управления общением становится не совокупное решение, а отношения (общение) с участниками коммуникативного процесса.


Солдатова Лада Александровна, старший преподаватель кафедры финансов предприятий, ОГУ

Теория профессионального общения специалистов, направленная на достижение конкретных целей или групп целей деятельности по специальности, на наш взгляд, должна учитывать особенности их общения в определенном виде деятельности. Уважаемая Людмила Владимировна! Выделяете ли Вы особенности профессионального общения специалистов, работающих в системе субъект-субъектных отношений? Если да, то назовите их.

Ответ:

Уважаемая Лада Александровна! Исходя из ряда исследований (Б.Н. Лозовский, Е.П. Прохоров, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган и др.), мы определили следующие общие особенности общения специалиста, работающего в системе "человек-человек", от которых напрямую зависит успех его профессиональной деятельности:

- коммуникативное чутье – способность оценивать тенденции общения, направленные на получение эффективного результата профессиональной деятельности;

- коммуникабельность и готовность к общению;

- ясное и стратегически направленное мышление, основанное на здравом смысле и логичности суждений, способности творчески и нестандартно мыслить;

- способность к аналитической работе;

- умение профессионально осуществлять и оценивать результаты коммуникативной активности;

- высокая культура общения, построенная на этической основе, то есть соблюдении профессионально-этического кодекса;

- способность устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникационными программами;

- целенаправленность общения, заключающаяся в прагматичности (воздейственности) говорения и осуществляющаяся благодаря стратегии и тактике общения;

- профессиональные знания по проблемам, связанным с той отраслью хозяйства, которая в момент общения является профессионально значимой;

- знание психологии личности, её индивидуальных особенностей;

- уважение к аудитории.

При этом важное место в профессиональном общении занимают также:

интуиция в общении, высокая информационная насыщенность, свобода самопроявления в общении, диалогичность, равноуровневое общение, беспристрастность, "драматургический стержень" общения, активность партнеров, артистизм, чувство меры, нахождение "общего языка", прогнозирование хода общения, доверие к партнеру, симпатия в общении, доброжелательность, утверждение партнера в общении, управление ходом беседы, поощрение в общении, наличие действенной обратной связи и т.д.


Еремина Наталья Владимировна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета

Уважаемая Людмила Владимировна! Современный специалист выступает сегодня как заказчик и потребитель информации об общении, позволяющей ему сделать выбор в процессе профессиональной деятельности определенных форм и способов значимого для него общения. Какой форме общения Вы отдаете предпочтение, считая её наиболее эффективной для использования в профессиональном мире?

Ответ:

Уважаемая Наталья Владимировна! По моему мнению, на сегодняшний день наиболее предпочтительной формой ведения разговора является диалог. Попробую аргументировать свою позицию.

Во-первых, в основе диалога лежит взаимодействие, т.е. взаимное действие, которое стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, учитывающим позиции каждого участника разговора.

Во-вторых, в диалоге происходит влияние человека на человека, осуществляемое в совместной деятельности, пусть даже коммуникативной.

В-третьих, в диалоге общение проявляет все свои структурные компоненты: взаимодействие (интеракция), взаимоинформирование (коммуникация), взаимовосприятие (перцепция), что и дает в совокупности эффект "проникания" в я" "другого", ценностно-смысловое поле, в коммуникативное ядро личности, в мир чувств и разума" (по А.А. Бодалеву).

В-четвертых, диалог может обеспечить демократию и равноправие в общении в отличие от монолога "как насильственного метода воздействия на человека" (по А.С. Ахиезеру), стремящегося зачастую проявить превосходство собственных позиций и взглядов перед другим мнением.


Пак Любовь Геннадьевна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского госпедуниверситета, докторант

В различных научных исследованиях выделяются многообразные условия, способствующие продуктивному осуществлению процесса профессиональной деятельности. На мой взгляд, специалисту, который непосредственно и постоянно имеет дело с человеком, важно помнить о том, что успех его деятельности во многом зависит от того, насколько он знает и применяет на практике определенные условия общения, обеспечивающие эффективность деятельности в профессии.

Уважаемая Людмила Владимировна! Какие условия эффективного общения, по вашему мнению, необходимо учитывать современному специалисту в своей профессиональной деятельности?

Ответ:

Уважаемая Любовь Геннадьевна! По нашему мнению, современному человеку следует учитывать достаточно много условий, обеспечивающих успешность профессионального общения. И в зависимости от профессии эти условия могут варьироваться, но при этом важным является то, что они должны объединять в себе психологические аспекты, языковые (лингвистические) особенности и внешние условия осуществления профессиональной деятельности. Например, значимыми для специалиста, работающего в системе субъект-субъектных отношений, являются следующие условия:

- учет индивидуального своеобразия партнеров по общению;

- настроенность, направленность на мир собеседника, учитывающие безусловное принятие друг друга как ценностей самих по себе и предполагающие ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов;

- потребность в общении, коммуникативная заинтересованность, которая устанавливает между участниками общения паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей;

- умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего;

- общение на равных, когда его участники пытаются в своих контактах постоянно делать поправку на своеобразие друг друга и не допускать ущемления достоинства партнера;

- способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события;

- внешние обстоятельства: канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, письмо и т.д.), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние;

- знание говорящим норм этикетного речевого общения, основанного на нормах морали, национально-культурных традиций;

- беседа будет носить творческий характер;

- критическое объективное осмысление различных точек зрения участников общения, приводящее к правильному выбору решения;

- ведение внутреннего диалога с самим собой, рефлексия на себя и т.д.

Несоблюдение данных условий превращает диалог в псевдодиалог, при котором, люди как бы и слышат друг друга, но не обращают внимание на аргументацию другой стороны, слушают только себя, претендуя на то, чтобы и другие слушали только его. У специалистов, работающих в системе субъект-субъектных отношений, должно складываться вдумчиво внимательное отношение к процессу своего общения с людьми.


Плотникова Елена Петровна, аспирантка кафедры экономической теории Оренбургского государственного университета

Уважаемая Людмила Владимировна! Я являюсь вашей бывшей студенткой и до сих пор помню ваши интересные, эмоциональные, наполненные глубоким смыслом лекции. Сегодня, когда сама являюсь преподавателем, особенно глубоко понимаю какие "жизненные" аспекты психологии вы нам описывали, насколько это важно для современного специалиста.

На одной из лекций по культуре общения вы обратили внимание на то, что для современного специалиста особенно важным является понимание того, что успех его деятельности во многом обеспечивается не просто контактами с людьми, а способностью добиться в общении единения, взаимодействия, проникновения мира одного человека в мир другого. Данный подход, по вашему мнению, способствует возникновению взаимной открытости, эмоциональной включенности, эмпатии, рефлексии, без которых невозможна психологическая совместимость людей, так необходимая для успешного общения в профессиональной дея-тельности. Эффективной формой такого общения является диалог как наиболее радикальный путь, ведущий к организации продуктивных контактов людей друг с другом. В связи с этим, уважаемая Людмила Владимировна, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Каким образом в процессе разговора можно создать атмосферу диалога?

2. Что может обеспечить успешное осуществление диалогического общения в профессиональной деятельности?

Ответ:

Уважаемая Елена Петровна! Во-первых, я очень довольна тем, что мои бывшие студенты добиваются успехов не только в профессиональной, но и в научной деятельности, что не может не радовать любого учителя.

Во-вторых, позвольте ответить вам на заданные вопросы.

Отвечая на первый вопрос, хочется заметить следующее: для того чтобы диалог состоялся необходимо, по моему мнению, помнить о следующих значимых моментах:

1. Суть подлинного диалога не должна сводиться лишь к простому разговору между двумя или несколькими лицами, - это поиск единой истины, того нового, что не имело место до диалога. Иными словами, диалог – "это… сложное явление - "разговор", когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий "третий смысл", "третью ценность",… совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора" (это определение дано моим учителем доктором педагогических наук, профессором Л.Н. Куликовой, которой я очень признательна за то, что она дала мне путевку в научный мир).

2. В диалоге мнение ни одного из партнеров не должно считаться абсолютным, единоличным держателем истины, ни один из партнеров не может верховодить в смысловом пространстве. Должно "быть единое синтаксическое поле: я – подлежащее, ты – сказуемое, и мы непрерывно меняемся местами" (по С.Т. Вайману). В ходе такого обмена должен разрабатываться не только какой-либо узко-дисциплинарный вопрос, но главным образом необходимо нащупать дорогу к истине через совместное понимание предмета – взаимопонимание как высшее благо.

3. В диалоге каждое сообщение (послание) рассчитано на его интерпретацию собеседником и возвращение в таком преломленном, обогащенном, измененном виде, необходимом для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером. Это важно учитывать, т.к. диалог представляет собой последовательную смену "коммуникативных ролей", в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое обозначается как обогащение, развитие информации.

4. В диалоге важным является стремление партнеров к установлению понимания другого, что поможет раскрытию авторского замысла собеседника, при этом понимание должно быть активным.

5. Всегда следует помнить о том, что для осмысления сущности сказанного важно понимать, что говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, имеющей определенные этнические, национальные, культурные характеристики, свои особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры.

6. Диалог должен быть направлен на познание другого и что более ценно на самопознание, как рефлексию на себя, обеспечивающую движение человека к себе лучшему. При этом следует обратить внимание на такие аспекты, как: импровизация, которая является выражением глубинных качеств субъекта – его свободной активности, способности порождать новую информацию, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения; направленность на слушателя; использование монолога внутри диалога как выражение своей сущности; ирония (сомнение в общепринятых истинах); майевтика (стремление помочь себе и другим обрести но-вое познание (по Сократу); индукция (перебор и рассмотрение мнений, позволяющих выявить некоторые из них, ведущие к знанию); дефиниция (понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции).


Отвечая на второй ваш вопрос, хочется заметить: для того чтобы диалог был успешным, профессионально эффективным необходимо, прежде всего, помнить о том, что мы понимаем под успешностью общения. Успешность общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседником согласия. Особенно важно это знать специалисту, работающему в системе субъект-субъектных отношений, который непосредственно и постоянно имеет дело с человеком. Затем необходимо учитывать и правильно использовать в профессиональной деятельности условия эффективного общения. Совокупность всего этого и позволит, на наш взгляд, обеспечить успех общению современного специалиста, приблизит его к диалогическому, позволяющему прийти к определению "нечто Целого", "третьей сущности".


Телегина Ирина Львовна, к.филол.н., доцент кафедры периодической печати и теории журналистики, ОГУ

В настоящее время нет единого концептуального подхода к определению и характеристике системы знаний об общении, в том числе об общении специалиста определенной сферы деятельности. Во многом, по нашему мнению, созданию подхода к организации такой системы мешают самые разные причины: отсутствие систематизации исследования проблемы общения, дисциплинарная "разбросанность" материала по общению, несоответствие технологий общения изменившимся условиям современной жизнедеятельности человека и др.

Уважаемая Людмила Владимировна! Какими знаниями об общении, по вашему мнению, должен обладать современный специалист? И есть ли у Вас авторская система знаний о профессиональном общении?

Ответ:

Уважаемая Ирина Львовна! Современному специалисту, на наш взгляд, следует иметь целый комплекс знаний об общении, в который должны входить:

- знания об общении, рассматриваемые в философии, психологии, филологии, как науках, выводящих на значимые аспекты, касающиеся особенностей профессионального общения специалиста. Синтез знаний из разных дисциплинарных областей позволяет рассмотреть общение как научную категорию на междисциплинарном уровне, что дает возможность конструирования предметного содержания профессионального общения;

- знания об общении должны быть ориентированы по следующим основным направлениям: человек в системе отношений, деятельность, саморазвитие, языковая культура. Видение этого помогает представить общение в системе этих основополагающих понятий, которые определяют сущность профессионального общения специалиста и позволяют в зависимости от определенной ситуации выбрать правильный способ осуществления общения;

- знания о структуре, процессуальности общения, способов, видов, форм, организации, технологии осуществления общения, без которых невозможно выйти на процесс управления общением, определить тактику и стратегию профессионального общения специалиста. Иными словами, речь идет о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать общение в соответствии с целями и условиями протекания деятельностного процесса.

Мы систематизировали классические и современные научные разработки по общению, имеющиеся в различных научных областях, адаптировав их к профессиональной деятельности специалиста. При этом исходили из того, что целенаправленное осмысление и освоение теории общения будет способствовать совершенствованию практики общения специалистов в их профессиональной деятельности.


Отвечая на второй вопрос, хочется сказать, что нами была создана и апробирована на протяжении 16 лет авторская система знаний о профессиональном общении. Создавая её, мы, прежде всего, акцентировали внимание на том, что должен делать будущий специалист, вступая в процесс общения. Он должен уметь:

- проанализировать общение (до его начала, в процессе осуществления и после проведения);

- оценить его с точки зрения полученных знаний из разных областей науки (философии, психологии, филологии);

- поставить конкретные цели или группу целей общения по специальности и достичь их;

- применить технологии коммуникативной деятельности, основывающиеся на знании способов творческого моделирования и самопроектирования общения;

- эффективно применять современные средства общения, определять позицию в общении, осуществлять выбор видов и форм, приемов общения в конкретных профессиональных ситуациях и ориентироваться на прогнозирование и определение критериев успеха общения в применяемых профессиональных мероприятиях.

При этом нами особое внимание обращалось на то, что знания об общении должны накладываться друг на друга в процессе осуществления деятельности, соединяясь в единое целое. Обладая знаниями об общении, взятыми из разных областей знаний, студенту предоставляется большая возможность выбора способов творческого моделирования и самопроектирования общения в его профессиональной деятельности.


Ожерельева Марианна, ОГУ, 5 курс (04 - Ж)

Дорогая Людмила Владимировна! Вы - эффектная женщина, необыкновенный преподаватель, наш куратор, интересный собеседник. Сколько раз Вы помогали нам преодолевать словесные барьеры, устранять речевые ошибки. Спасибо Вам большое за это! На парах по культуре речи Вами были представлены четыре качества эффективности речи: правильность, ясность, уместность и красота. Цицерон говорил: "Поэтами рождаются, ораторами становятся". Скажите, пожалуйста, возможно ли научиться говорить красиво?

Ответ:

Уважаемая Марианна! Мне особенно приятно отвечать на ваш вопрос, так как знаю вас на протяжении многих лет обучения как человека вдумчивого, увлеченного литературой и наукой и очень серьезно относящегося к будущей профессиональной деятельности.

Понятие "искусство устной речи" включает в себя такие аспекты, как: произнесение речи, ее содержательная наполняемость и воздействующая сила. Все это необходимо для того, чтобы речь производила нужное впечатление на слушателя.

При этом на этапе произнесения это решается в основном за счет звукового оформления речи - умения человека правильно озвучить высказывание, т.е. в зависимости от ситуации использовать верную интонацию (главный способ выражения смыслов на этапе произнесения), громкость, высоту, силу, звучность, диапазон, тембр, темп голоса и т.д. Приятное звучание речи, правильное использование в ней голосовых средств и орфоэпических норм - именно в этом, по моему мнению, и заключается красота речи.

При этом следует помнить, что звуковые характеристики речи, безусловно, могут оказывать влияние на её восприятие, но при этом они мало влияют на ее смысл и почти ничего не добавляют к ее форме. Важно научиться грамотно и правильно выражать свои мысли, например, синтаксически правильно выстраивать предложения, использовать логику в высказывании, выбирать нужный стиль речи и т.д. Именно правильность построения речи позволяет придать ей ясность в изложении материала, ту "простоту", без которой невозможно понять не только смысл высказывания, но и четко выделить форму речи.

Для воздействия речи на разум и чувства людей важным является использование в речи таких приемов, как: обращение к событию, времени, месту, к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях, к жизненным ситуациям; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации, на свое эмоциональное состояние; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из жизни, о прочитанном; цитирование знакомого, знаменитости; исторический эпизод; примеры из художественной литературы; элементы юмора. Однако всегда следует помнить об уместности их использования в речи.


Можно ли каждому научиться говорить красиво? Уважаемая Марианна, отвечая на этот вопрос, следует сказать, что, к сожалению, как и в любом искусстве, никакие правила не могут гарантировать успешный результат речевой деятельности для человека, если у него нет желания трудиться с целью совершенствования своей речи. Необходимо на протяжении всей жизни перенимать все те правила и приемы культуры речи, все те знания, речевые умения и навыки, которые были созданы до нас, и постоянно работать над собой в плане совершенствования речевой культуры.


Ученики 8"Б" кл. школы N68 г.Оренбурга

Учителя в школе нам постоянно говорят о том, что мы должны уметь общаться с окружающими людьми, так как без этого невозможно жить в обществе, добиться успехов в профессии и личной жизни.

Уважаемая Людмила Владимировна! Скажите, пожалуйста, неужели это является настолько важным - уметь общаться?

Ответ:

Уважаемые ребята! Мне особенно приятно, что вопрос задали школьники, так как по образованию я учитель русского языка и литературы. Для меня Учитель всегда ассоциируется с большими знаниями, огромной любовью к детям, неимоверным трудом и терпением. Именно поэтому считаю, что слова учителей во многом являются правильными, так как за ними стоят опыт, знания и огромное желание помочь своим ученикам достичь больших высот в жизни и будущей профессиональной деятельности, стать настоящими людьми, которыми можно гордиться.

Отвечая на ваш вопрос, не буду оригинальной и вслед за учителями замечу: уметь общаться - это важно. Попробую аргументировать свою мысль.

Во-первых, современный человек должен понимать, что благодаря общению он сможет совершенствовать себя, расти нравственно и духовно, так как в процессе общения, глядя на другого человека, мы воспитываемся. О воспитании в общении еще в античности говорил Сократ – знаменитый философ и оратор.

Во-вторых, современный специалист в своей профессиональной деятельности не сможет достичь высоких результатов, если не будет:

- знать основные приемы и методы общения с различными людьми;

- учитывать специфику окружающей аудитории;

- обладать "информационной жаждой" ко всему новому, необычному, интересному, происходящему в окружающем мире;

- владеть изобразительными средствами выражения мысли, создания речевого текста;

- в совершенстве знать нормы современного русского литературного языка и непрерывно повышать культуру речи и т.д.

В-третьих, благодаря умениям свободно устанавливать контакт с людьми, строить беседу, глубоко мыслить и четко выражать свои мысли в речи человек сможет в жизнедеятельности развивать свой творческий потенциал, выходить на такие отношения между людьми, которые построены на основе гуманизма, что в современном мире является особенно значимым.


Егорова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики, докторант ОГПУ

Уважаемая, Людмила Владимировна! Процесс общения между людьми непосредственно связан с понятием "речь" или "речевая деятельность". Что Вы вкладываете в это понятие, и каким образом Вы определяете речевую деятельность по отношению к деятельности как таковой?

Ответ:

Уважаемая, Юлия Николаевна! Термин "речевая деятельность", по моему мнению, обозначает совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой. Я работаю на факультете журналистики, поэтому позвольте привести пример, связанный с журналистской деятельностью: перед журналистом стоит цель – взять интервью, но при этом интервью – это лишь часть общей цели, заключающейся в узнавании чего-то нового и интересного, важного для читателя, слушателя или зрителя.


Организация речи подобна организации акта деятельности в целом. Исходя из этого, речевое действие предполагает:

- постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);

- планирование и осуществление плана;

- сопоставление цели и результата.

В этом случае речевая деятельность подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.


Суербаев Ахмет Хамитович, к.п.н., доцент каф. общей физики и методики преподавания физики, докторант ОГПУ

Важным показателем общения является коммуникативная компетентность говорящего. При этом немаловажную роль, по нашему мнению, играют речь и её скорость, голос, содержание речи. Именно они во многом опре-деляют впечатления зрителя, а особенно слушателя о говорящем, влияют на оценку их эмоционального состояния.

Уважаемая Людмила Владимировна! Чем, на ваш взгляд, обусловливается коммуникативная компетентность современного человека?

Ответ:

Уважаемый Ахмет Хамитович! Коммуникативная компетентность современного человека, по моему мнению, обусловливается, прежде всего, его коммуникативными умениями, главными из которых являются:

- умение устанавливать контакт с другими людьми,

- входить в разные роли,

- приходить к взаимопониманию в разных условиях и разных уровнях взаимодействия, сохраняя при этом собственное мнение и др.

Думается, что эти умения особенно необходимы человеку на разных этапах его деятельности:

- на подготовительном, когда происходит прогнозирование предстоящего общения, планирование речевого действия;

- на адаптационном, когда происходит оценка ситуации (речевой в том числе) в данный момент решения коммуникативной задачи;

- на этапе собственного общения, целью которого можно считать осуществление непосредственного общения и управления им с учетом эмоциональной стороны общения;

- на этапе обратной связи, который соответствует анализу и оценке осуществления общения.

При этом основными показателями коммуникативной компетентности можно считать:

- осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей собственной психофизической природы;

- умение управлять своим психофизическим состоянием, создать необходимый эмоциональный настрой, выразительно говорить;

- владение мимикой, жестами, пантомимикой;

- умение организовывать продуктивное общение и первичный контакт, управлять общением;

- способность к оперативной импровизации в общении. Немаловажное значение при этом имеет язык. С помощью языка (речи) или хотя бы языка взглядов устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение.


8"а" класс МОУ "Асекеевская СОШ"

Людмила Владимировна, здравствуйте!

Наш классный руководитель постоянно проводит с нами классные часы по теме общения. Нам они нравятся, но урок - это 40 минут. И они проходят очень быстро.

Можно ли учиться общаться самостоятельно, дома? С чего начать?

Ответ:

Уважаемые школьники! Конечно, замечательно то, что в вашей школе проходят уроки обучения общению, это не может не радовать. Вы ученики 8 класса, т.е. старшеклассники – люди, которые во многом уже самостоятельно могут добывать информацию. Сегодня существует достаточно большое количество литературы, посвященной проблеме общения. Книги есть в библиотеках, в Интернете. Я бы порекомендовала вам начать знакомиться с данной проблемой с книг А.А. Бодалева, академика, доктора психологических наук, профессора. Его книги по общению написаны простым и доступным языком, приводятся примеры эффективного общения. Еще вам хотелось бы порекомендовать - не бойтесь говорить. Одно из упражнений заключается в разговоре с самим собой перед зеркалом. Тема может быть любая, но при этом вы наблюдаете за собой, своим поведением и речью, складывается ощущение наблюдения со стороны. Это очень полезно. При этом вы избавляетесь от комплексов, можете повторить несколько раз одну и туже фразу, меняя мимику, интонацию, жесты, т.е. выбрать то речевое поведение, которое вам понравится. Вообще об этом можно говорить бесконечно. Мы пойдем по другому пути. Уважаемые восьмиклассники, я приглашаю вас приехать всем классом в Оренбург, и я для вас прочитаю в Оренбургском государственном университете курс лекций по общению. Думаю, что вам понравится. Мы можем договориться о встрече через редакцию портала. До скорой встречи!


Ксенофонтова С.А., учитель МОУ "Асекеевская СОШ"

Уважаемая Людмила Владимировна!

Мне, как учителю, очень интересна поднятая тема. Как я поняла, Вы в этом вопросе профессионал. Где-то в Интернете можно ознакомиться с Вашими работами, особенно практической направленности?

Ответ:

Уважаемая Светлана Александровна! Я видела вашу кандидатуру в "Персоне года" на портале, поэтому мне особенно приятно, что мне задал вопрос человек, которого любят, уважают и ценят ученики. Я всегда преклонялась перед именем "Учитель", поэтому ваш вопрос мне особенно интересен.


Отвечая на ваш вопрос, хочу заметить, что на сегодняшний день у меня в моем научном багаже более 170 научных работ, из них около 70 монографий, учебно-методических пособий и рекомендаций, многие из которых посвящены проблеме общения (с аннотацией ряда моих книг Вы можете познакомиться на моей личной страничке на данном портале). Среди них особенно хочется отметить несколько книг: "Образовательные возможности общения в деятельности журналиста" под ред. Л.В. Анпилоговой, в создании которой принял участие авторский коллектив кафедры журналистики ОГУ, в том числе и я, в книге раскрываются самые разные аспекты общения: культура речи, особенности диалога, общение как особый вид деятельности, текст как "превращенная форма общения"; "Профессиональное общение журналиста", учебное пособие, в котором раскрываются важные аспекты общения в профессиональной деятельности; "Теоретические основы обучения общению студентов университета", в этой монографии рассматривается общение с точки зрения философии, психологии, филологии и педагогики, что позволяет приоткрыть завесу на одним из самым прекрасных видов человеческой деятельности - общением и многие другие. Мне очень интересна тема, над которой я работаю, поэтому, конечно, хотелось бы вам порекомендовать свои книги для чтения, думается, что определенный полезный материал Вы смогли бы найти для себя и своих учеников. Книги можно взять в библиотеках г. Оренбурга, и я бы могла с большим желанием некоторые из них вам прислать, или передать, если вы укажите свой адрес. Я это сделаю с большим удовольствием.


Ушакова Наталья Юрьевна, доцент ГОУ ОГУ

Уважаемая Людмила Владимировна! В каких дисциплинах, на Ваш взгляд, студентам технических специальностей должна преподаваться культура делового общения, предполагающая умение вести деловые переговоры, деловую переписку, умение грамотно проводить производственные совещания и т.п. В настоящее время молодые специалисты, приходящие работать на производство оказываются неподготовленнвми к такого рода деятельности.

Ответ:

Уважаемая Наталья Юрьевна! Для современного специалиста знание основ делового общения крайне важно и значимо. К сожалению, современные студенты получают в стенах вуза серьезные знания по специальности, но они недостаточно готовы к общению в профессиональной деятельности, что очень часто мешает добиться эффективного результата. Мною разработан и апробируется уже на протяжении 16 лет курс "Культура профессионального общения", который читается для студентов ряда специальностей (журналистика, национальная экономика, культурология, медицинская и радиофизика, менеджмент, лингвистика, финансы и кредит и др.) Оренбургского государственного университета, Оренбургского института экономики и культуры, а также для специалистов (адвокатов, экономистов) г. Оренбурга и Оренбургской области. Этот курс позволяет познакомиться не только с основами общения, но и технологией его осуществления. Конечно, хотелось бы, чтобы данный курс читался всем студентам вузов, но не всегда это возможно. Поэтому, по моему мнению, на других предметах гуманитарного цикла преподавателям можно останавливать свое внимание на определенных аспектах, связанных с общением. Это могут быть такие предметы, как: русский язык и культура речи, социология, культурология, обществоведение и др.


Садова Валентина Александровна, преподаватель кафедры информатики

Людмила Владимировна, в праве ли мы говорить о культуре общения специалиста, если сами порой (очень часто) забываем о культуре напрочь? Возникает вопрос: как это предотвратить?

Заранее благодарю.

Ответ:

Уважаемая Валентина Александровна! Вы задали очень актуальный вопрос. Мое мнение заключается в следующем: мы не просто должны периодически говорить об общении в обществе, а мы обязаны это делать постоянно. Если какую-либо проблему не поднимать, то она и не сможет никогда решиться. Мы должны об этом говорить, мы должны разрабатывать специальные курсы обучения общению, мы должны учить наших учеников, студентов эффективному общению в профессиональной деятельности, в личной жизни, в воспитании будущих поколений и т.д. Имеем ли мы право говорить об этом, если сами педагоги зачастую не умеют грамотно выразить свою точку зрения, высказать личностное мнение по вопросу, орфоэпически верно произносить слова? Да имеем, но лишь в том случае, если сами готовы показать пример речевой культуры. К сожалению, следует констатировать тот факт, что не всем педагогам удается реализовать себя в речи. Но и педагогам незазорно учиться. Думаю, что курсы обучения профессиональному (педагогическому) общению педагогов необходимы в любом высшем учебном заведении.


Елена Кукина факультет журналистики 3 курс

Уважаемая Людмила Владимировна! Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Может ли семья повлиять на культуру профессионального общения? Если может, то как она повлияла на Вас?

Ответ:

Уважаемая Елена! Очень приятно, что современного студента интересуют проблемы общения в семье. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В жизни можно пожертвовать многими вещами, но никогда семьей. Это самое святое, что есть у каждого человека. Много лет тому назад мой учитель, доктор педагогических, наук, профессор Хабаровского государственного педагогического университета сказала мне слова, которые я пронесу через всю свою жизнь и передам последующим поколениям: "Помни, что самое дорогое и главное для человека его семья, и именно её следует ставить на первое место в своей жизнедеятельности". Моя семья – это мои мама Зинаида Ивановна, два замечательных сына Иван и Дмитрий, невестка Дина, маленькая внучка Настенька и муж Георгий Владимирович. Моим успехам и достижениям я обязана именно этим людям.

Общение в семье – это очень важный показатель атмосферы семьи, ее психологического комфорта, Как общаются родители с детьми, как они разговаривают друг с другом? Эти вопросы не являются праздными. Каждый человек начинает учиться жизни именно в семье, он смотрит на поведение домочадцев, обращает внимание на их речь, перенимает культуру совместного проживания. Ребенок не сможет говорить неправильно, если он слышит вокруг себя грамотную речь. При этом следует учитывать следующий показатель: ребенок до пяти лет усваивает столько слов, сколько потом он узнает на протяжении всей своей жизни. А первые годы своей жизни человек проживает в основном в семье.

Нельзя не думать об этом, нельзя не помнить об этом!..


Уважаемые друзья!

К сожалению, наше время, отведенное на конференцию, исчерпано. Я благодарю всех за доброжелательное отношение ко мне и моим идеям. С удовольствием отвечала на ваши вопросы, надеюсь, что и мои ответы вас не разочаровали. Приглашаю всех к сотрудничеству.

До свидания!

Введите имя или фамилию *

Введите вопрос

* - данное поле обязательно для заполнения

Уважаемые господа!
Для Вашего удобства мы предотвращаем публикацию высказываний не по теме или оскорбительного характера. Ваш вопрос будет опубликован в течение некоторого времени. Просим отнестись с пониманием.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.

Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.



Скоро



Прошедшие online-интервью
Фото гостя БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – ЭТО ВАШ ВЫБОР



Фото гостя ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



Фото гостя ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ



Фото гостя "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ..."



Фото гостя "ПЕРВЫЙ, КТО СРАВНИЛ ЖЕНЩИНУ С ЦВЕТКОМ, БЫЛ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, ВТОРОЙ – ОЛУХОМ..."



Фото гостя ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ



Фото гостя "О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"



Фото гостя В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? - ПЛАВАТЬ НАДО...



Фото гостя ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ



Фото гостя "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. СЛОВО БЫЛО ОТ БОГА. А ЧТО ОНИ С НИМ ДЕЛАЮТ!.."



Фото гостя "СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"



Фото гостя "ПОКА СВЕЧА РОССИИ НЕ ПОГАСЛА"



Фото гостя ВИЧ – КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО МЕНЯ?



Фото гостя КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Фото гостя МИР И СЛОВО



Фото гостя СЕМЬЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫВАЯ МИР, ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Фото гостя "ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"



Фото гостя «НО ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»?



Фото гостя О РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ПО-РУССКИ






Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page