|
|
Online-интервьюРубрику ведет:
О.А. Галицкая
|
|
 |
|
Сергей Александрович Салдаев родился в Оренбурге. Историческое образование получил в Оренбургском педагогическом институте, музейное – в Санкт-Петербургском институте культуры, занимался текстологией, старославянским языком.
Стихотворные пародии на оренбургских, московских, тольяттинских, пермских поэтов публиковались в оренбургской прессе, в литературном альманахе "Башня". В 2006 году выпустил книгу пародий "Здорово, братцы тараканы", в 2008 – "Разговорчики". Член Союза российских писателей, заместитель председателя Оренбургского отделения СРП.
Из предисловия к сборнику пародий "Разговорчики":
"Когда тебя пародируют, ты должен обижаться. Вроде бы все ясно: твои стихи обстебали, над творчеством твоим надругались, поэзию твою в грош не ставят. Естественной реакцией гуманоида при этом должно быть полное отчуждение вплоть до мордобития пародиста. А если пародист – боксер-"супертяж"? Попробуй возрази! Впрочем, в случае с Сергеем Салдаевым возражения принимаются спокойно-снисходительно. Боксер ребенка не обидит. Собственно говоря, некогда выступавший на ринге Сергей Салдаев вполне джентльменской перчаткой пробивает просеки в дремучих виршах оренбургских поэтов".
У вас редчайшая возможность: можно возразить, не беспокоясь о разнице в физической форме, если таковая присутствует, а можно и ЗАДАТЬ ВОПРОС, причем даже заранее, например, прямо сейчас. Сергей Александрович обещал отвечать со всей присущей ему серьезностью и основательностью.
Онлайн-интервью состоится 29 апреля, в 15 часов.
|
Амерханова Лилия, факультет журналистики ОГУ.
|
Здравствуйте, Сергей Александрович! Как вы считаете, какова основная задача пародии?
|
Ответ: |
Милейшая Лилия, здравствуйте!
Пародию нельзя воспринимать как смешок, или тем более, издевку. Главное ее достоинство - это короткий критический разбор литературного произведения. Ее структура отличается многопластовостью.
И она обязана быть смешной!
Об этом, кстати, хорошо написали теоретики пародии Морозов и Новиков.
|
Лена
|
Скажите, пожалуйста, почему Вы пишете пародии?
|
Ответ: |
Сейчас на полках такое количество поэтической "литературы", на которую и пародию писать не надо: они сами пародия.
Некто В. Димурин написал:
Все кричали бабам мат -
Где ж тут здоровье?
Едет царь-матриархат
Со средневековья.
Смысл очень трудно отыскать. Как говорится, не для понимания. И ведь таких "поэтов" масса!
Пишущие такие "стихи", как правило, обладают различными званиями, но когда открывают книгу люди, не сведущие в поэзии, им трудно сориентироваться в "творческом" мире, где за бряцанием наград скрывается жалкая поэтическая беспомощность.
А пишу я пародии, потому что своими малыми силами пытаюсь бороться с той пеной, которая выплеснулось на страницы печати.
|
И.И. Косенко
|
Я знаю, что многие пишут стихи, публикуются в Интернете - это сейчас несложно, особенно для молодежи, имеющей навыки работы в Сети.
Кого из наших земляков-поэтов Вы бы выделили как талантливых?
|
Ответ: |
Из талантливых я бы выделил С. Хомутова, Д. Кима, молодую поэтессу М. Савостову (очень талантливая!), С. Котельникова.
|
Лилия Петровна
|
Здравствуйте, уважаемый Сергей Александрович!
Я с большим интересом принимала участие во встрече с П.Г. Рыковым, которая прошла на Портале зимой (МИР И СЛОВО). Правда, он думал, что отвечал на вопросы о поэзии, но, на мой взгляд, в большинстве случаев просто уходил от ответов.
Конечно, может и не стоило спрашивать у поэта, что значит быть по-настоящему оригинальным, самобытным и не похожим на других в поэзии...
А Вам, талантливому пародисту, не покажется мой вопрос слишком сложным, требующим "много-много места"?
Было бы интересно узнать, какие поэты стали для Вас откровением?
|
Ответ: |
Уважаемая Лилия Петровна! О своих литературных предпочтениях я скажу – они не очень оригинальны: Гумилев, Чичибабин, Блажеевский, Пушкин...
Мой друг, поэт Сергей Хомутов (http://luminotavr.narod.ru/P_O_J/HOMUTOV/S_HOM_1.html), сказал, что первый поэт, сравнивший женщину с цветком, был гением, остальные лишь только повторялись.
Так что для меня самобытный поэт тот, у которого дар божий видеть этот мир, удивляться ему и рассказывать о нем так, как он его понимает сам.
|
Сергей
|
Кого из поэтов вообще Вы бы не стали пародировать?
|
Ответ: |
Я бы не стал пародировать Пушкина и Лермонтова – никогда!
Я не пишу пародии на умерших, и не пишу пародии на стихи, где есть слова "мама", "Родина", "дети", "смерть".
По крайней мере, стараюсь...
|
Вероника Андреевна Замкова
|
Впервые прочитала Ваши пародии, Сергей. Смешно и интересно!
Если позволите, вопрос не о творчестве. Было бы любопытно узнать, что Вам нравится в этой жизни, что хочется от нее получить, что считаете важным.
|
Ответ: |
Уважаемая Вероника Андреевна! Страшно люблю рыбалку, литературу... Обожаю читать! Стараюсь читать все лучшее, что есть в литературе. Я первый в нашей семье, кто получил высшее образование (не одно, кстати). Так что читаю...
Люблю женщин...
|
Александр Привалов
|
Мне кажется, в пародии главное - зафиксировать. Вот улыбнуло что-то - сел и записал. А долгое ожидание музы, наверное, только вовред. Или наоборот? В общем, долго ли пишется?..
И еще - что в стихах Вам кажется по-настоящему достойным того, чтобы их пародировали? Отсутствие смысла? Неумелая подача? То есть, что первично - форма или содержание?
|
Ответ: |
В стихах не бывает ни первичного, ни вторичного. Они гармоничны по сути, если это стихи.
А пародирую я не потому, что ищу блох в чьих-то стихах, а потому, что "современные поэты" перестали уважать слово. И остановиться не могу.
Мне бы еще пару собратьев!
|
Юрий
|
Расскажите, пожалуйста, когда зародился этот литературный жанр. Какими методами обычно достигается комизм в пародии, и какие из них чаще всего используете Вы?
|
Ответ: |
Уважаемый Юрий! Способов или методов достаточно много. Например, методом гротеска можно довести пародируемые стихи до абсурда. Широко применяются методы бурлеска, или травестии.
|
Ирина Львовна
|
Как Вы относитесь к идеалистической теории пародии (Тынянов, Шкловский, Виноградов), которая, рассматривая пародию как типичнейшее литературное произведение, преувеличивает ее роль в литературной эволюции?
И еще вопрос: обычно выделяют два вида пародий - построенную на контрасте двух стилевых систем (автора и пародиста) и "преувеличивающую". Какой вид Вам "роднее"?
|
Ответ: |
Уважаемая Ирина Львовна! Пародия вообще стоит в стороне, как литературный жанр, и
оценивать ее роль в литературной эволюции, на мой взгляд, вряд ли стоит, тем более в такой короткой беседе. Возможно, это тема для научного исследования, а возможно, просто эстетизм.
И вообще, я бы ее поставил в отдельный ряд, потому что пародия, сделанная смешно и грамотно, сама по себе есть литературное произведение. Ну а какую роль то или иное литературное произведение играет в литературной эволюции рассудить попросту не берусь.
О видах... Использую и тот, и другой, какой "роднее" - не задумывался.
|
В.Г. Бурстов
|
Сергей Александрович, Вам нравятся произведения Козьмы Пруткова?
|
Ответ: |
Как литературное наследие я их принимаю, считаю, они хороши и достойны, как юмористические мироощущения, наверное, нет.
|
Наташа
|
А вы не пишете пародии на рекламу?
|
Ответ: |
|
Р.К. Кузахметов
|
Чье творчество Вы считаете образцом чистоты и богатства русской речи? Оказали ли влияние на Ваше духовное житие поэты "серебряного века" российской культуры?
|
Ответ: |
Уважаемый Рафаэль Каюмович! Два человека оказали самое большое влияние на мое творчество: Гумилев - воин, лирик, его стихи - это образец поэтического творчества и Булгаков. Последнюю работу, которую я прочитал о Булгакове, и которая меня впечатлила, работа диакона Андрея Кураева "Мастер и Маргарита: за Христа или против?".
Среди современников я пока не нашел мастера, который произвел бы на меня впечатление.
Если говорить о любимом, я бы всем начинающим оренбургским поэтам посоветовал найти и прочитать замечательную и полезную поэму С.Н. Хомутова "Страна поэзия".
|
Екатерина
|
Оренбург не самый большой город. Думаю, не ошибусь, если предположу, что Вы, Сергей, и стихи друзей пародируете. А не боитесь обидеть, ведь многие вирши рядом с Вашими интеллектуальными и техничными пародиями выглядят... Вообще никак не выглядят!
И еще вопрос: мне пародии нравятся, конечно, но где можно почитать Ваши стихи? Было бы очень интересно.
|
Ответ: |
Милая Екатерина! Все вменяемые авторы стихов в Оренбурге ходят за мной и сами просят написать на них пародию, так как лирику сейчас редко читают, в отличие от пародий, которые некоторыми расцениваются даже как реклама.
А по поводу моих стихов... Я бы тоже хотел их почитать - когда-нибудь, где-нибудь...
Ну вот одно: "Посвящение Иосифу Бродскому"
Зелень воды. Зелень леса.
Вот и попался, старый повеса.
Тебе бы еще в довесок
Женщин для снятия стресса.
Чудеса проходят уверенно мимо.
Корчить рожи с усердием мима
Не получается как-то без грима.
Результат сублимации известен:
Наблюдение за водой не привело к кончине.
Первородность леса известна мужчине
Главное в этой первопричине
Позабыт, позаброшен, неинтересен.
Бросить бы все - и махнуть на Таити.
Гоген, как известно, многим учитель.
Зеленый цвет – он совсем не спаситель.
Спасет лишь любовь таитянских женщин.
Напридумал себе так много,
А известно – одна у нас всех дорога:
Вымолить чуточку счастья у Бога
И попросить у любимых прощенья.
|
Леонид Смагинов
|
Самое большое разочарование в Вашей жизни и самая большая удача?
|
Ответ: |
Очень надеюсь, что самое большое разочарование в моей жизни уже было, а самая большая удача еще впереди.
|
Артем
|
Скажите, пожалуйста, творчество каких современных пародистов Вам нравится?
|
Ответ: |
Уважаемый Артем, в ХХ веке среди самых ярких пародистов я бы назвал А.Архангельского и А.Иванова - они к жанру относились с уважением, а не абы как.
|
Анпилогова Людмила Владимировна,доцент ОГУ
|
Уважаемый Сергей Александрович!Для любого поэта тема человеческого счастья всегда была актуальной.Что Вы понимаете под удивительным словом "счастье"!
|
Ответ: |
Счастье - это глухая, ночная река,
По которой плывем мы, пока не утонем,
На обманчивый свет огонька, светляка…
Или вот:
У всего на земле есть синоним,
Патентованный ключ для любого замка -
Ледяное, волшебное слово: Тоска.
(Георгий Иванов)
|
|
|
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!
Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.
Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.
|
|
|
|
|