Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Online-интервьюРубрику ведет: О.А. Галицкая

фотография гостя

ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Гость: Ольга Борисовна Чепурова
2009-09-30 в 16.00

Ольга Борисовна Чепурова - заведующая кафедрой дизайна архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России. Тема диссертационного исследования Ольги Борисовны - "Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды".


Культурологический аспект развития современных проектных процессов рассматривает контакт нескольких культур как функцию обогащения системы. Анализ региональных традиций проектирования окружающей нас среды и объектов материальной культуры наглядно демонстрирует, что индивидуальный и неповторимый образ Оренбуржья как пограничного между Европой и Азией района складывается на основе проникновения и взаимообогащения пограничных культур.


Как интерпретируют тот или иной национальный стереотип наши архитекторы и дизайнеры, какое отражение находит общий запас культурных ценностей и почему это важно – обо всем этом мы и беседуем с Ольгой Борисовной.


Онлайн-интервью состоится 30 сентября, в 15 часов, но свой вопрос Вы можете задать прямо сейчас.




Полумордвинцева Ольга

Насколько важна толерантность в дизайне? А в искусстве в целом?

Ответ:

Дизайнер должен создавать свои произведения не только для русской части населения нашей области. У нас много предприятий, ориентированных, например, на восточную культуру, и дизайнеру, получившему заказ от данного предприятия, необходимо очень тонко воспроизвести характер именно той культуры, которую представляет предприятие. Результат может получиться, только в том случае, если дизайнер хорошо чувствует, понимает и знает воспроизводимый им объект. Это и есть толерантное отношение к другим видам культуры.


студентка

Как вы считаете, отразится ли на нас, прежде всего на нашей культуре, тот факт, что мы теперь тесно взаимодействуем с Казахстаном?

Ответ:

Мы никогда не переставали тесно взаимодействовать с Казахстаном, особенно в период существования Советского Союза, когда вообще между нами не было границы. В частности, очень многому можно у соседствующего народа и поучится – например, уважению к старшим, бережному сохранению своей культуры и традиций. Это сотрудничество у нас взаимообразное и взаимообогащающее.


Максим

Как вы относитесь к такой форме интернет-общения, как оnline-интервью?

Ответ:

Не всегда удается откровенно поговорить со студентами. В какой-то степени они не могут преодолеть барьер "педагог-студент". Данная форма общения разрушает этот комплекс (как мне кажется). Это общение не в аудитории и поэтому я часто старшекурсникам предлагаю переписку по электронной почте. Кроме этого, данный вид связи позволяет очень быстро общаться, обмениваться информацией и не думать о географических и временных границах.


Анна

Чем оренбургская культура обогатила общероссийскую (кроме известного пухового платка)?

В Оренбурге много старинных архитектурных зданий. Насколько удачно, на ваш взгляд, соединяется облик старого города с новыми зданиями (например, постройка нового книгохранилища рядом со зданием областной библиотеки им.Крупской)?

Ответ:

Очень жаль, что Вы забыли произведения известных писателей, музыкантов, архитекторов, которые стали достоянием не только нашей страны - А.С. Пушкин "Капитанская дочка", С.Т. Аксаков "Аленький цветочек", М. и Л. Растроповичи, В.И. Даль и т.д. Для многих художников, писателей, музыкантов и т.д. даже временное пребывание в наших краях оставило неизгладимый след в их творчестве.


Есть интересный энциклопедический проект Оренбургского государственного университета, который объединяет несколько томов, вышедших под ред. Леонида Наумовича Большакова: Оренбургская пушкинская энциклопедия, Оренбургская Шевченковская. Надеюсь, не менее интересна в этом плане Уральская историческая энциклопедия, вышедшая в 2000 году в печати крайне ограниченным тиражом. Это более 2500 статей, посвященных различным сферам социокультурного развития Урала - хронология материалов охватывает период от древних времен - до настоящего времени (подробнее по адресу: http://www.orenport.ru/?doc=1153).

В Оренбургском книжном издательстве выпущен сборник "Степные шедевры", представляющий собой собрание литературных произведений различного жанра (стихи, прозы, писем, записок, воспоминаний и т.п.), созданных в XIX-XX вв.


К сожалению, строящегося объекта рядом с библиотекой им. Крупской я пока не видела, сказать ничего определенного не могу.


Травова Аня

На Ваш взгляд, какие основные культурные (художественные) проблемы существуют в нашем городе ? И в чем заключается основная проблема ?

Ответ:

Т.к. среда является одним из факторов культурного воспитания нашего молодого поколения, то одна из главных проблем города, которую особенно болезненно воспринимаю я, это отсутствие единой художественной концепции организации средового пространства, как старой части города, так и новой.


Люди становятся культурнее, когда их окружает гармоничное, красивое пространство. Среда может научить бережному отношению к истории, архитектуре и т.д.


В связи с вышеупомянутой проблемой, мы наблюдаем отсутствие профессионального подхода к организации рекламной, навигационной, информационной и других видов графического решения средового пространства. Особенно это заметно в центральных и исторических районах города, содержащих большой процент старых зданий. Размещение рекламных вывесок на фасадах этих зданий должно происходить с учетом их стилевого направления и гармонично вписываться в экстерьерное пространство. Эта задача достаточно сложная даже для профессионала. Специалист, занимающийся производством наружной рекламы и не получивший должного специального художественного образования, не имеет представления о проектных методах организации визуальной информации, стилях и стилевых направлениях, эргономике и т. д. Происходит грубое вторжение чуждых объектов "графического дизайна" в архитектурную среду. Безграмотно выполненные сообщения, вывески и рекламы нарушают гармонию архитектурного комплекса.


Если внимательно всмотреться в старинные фотокарточки любимых нами бульваров, улиц и площадей, то можно рассмотреть, как в прошлые века корректно размещались вывески между архитектурными деталями зданий, как грамотно подбирался шрифт и цвет. Главным лозунгом у художников того времени был, скорее всего, лозунг - "Не навреди!".

Развитие графических форм передачи информации через пространство, окружающее человека, обострило проблемы:

- отсутствие единого масштабного и колористического решения улицы (квартала), как соразмерной модульной единицы;

- отсутствие стилевого единства между архитектурным сооружением и формой графического объекта;

- перенасыщенность рекламно-графическими объектами окружающей нас среды.


Гульнур

Ольга Борисовна, значит дизайнер должен изучать культуру не только своего края но и других районов?

Ответ:

Дизайнер должен знать не только материальную культуру своего края, но (по возможности) всего мира. И чем богаче его теоретический багаж, тем свободнее он ощущает себя в творческом пространстве.


Людмила

Здравствуйте Ольга Борисовна! У меня такой вопрос.

Борются ли деятели культуры Оренбурга против перестройки и сноса памятников, имеющих культурную ценность? Если можно с примером памятника, "который отстояли". И что может сделать любой житель нашего города?

Ответ:

Повального уничтожения памятников культуры в нашем городе не наблюдается. Наоборот, я могу привести пример, позволивший сохранить один из памятников культуры в городе Оренбурге.


Был такой искусствовед - А.В. Сосновцев. Проходил однажды он мимо большого дерева, находящегося за драматическим театром. По преданиям на это дерево забирались девицы и подсматривали, как А.С. Пушкин писал свои литературные произведения. А.В. Сосновцев обнаружил развитие грибка в стволе дерева, являющегося свидетелем многих исторических событий города. Он поднял общественность, специалистов и в результате дерево стали лечить, его обнесли оградкой и поставили табличку, что этот объект является культурным памятником.


Можно привести много примеров бережного отношения к архитектурным памятникам: реставрация "Гостиного двора" по улице Советской; проведение реставрационных работ в "Караван-Сарае" и т.д. В нашем городе сохранены основные памятники, созданные в период существования Советского Союза, например В.И. Ленину, В.П. Чкалову и т.д. Я считаю что, как бы ни менялась история, памятник, созданный скульптором, является объектом культуры, и разрушение его является актом вандализма.


Если Вы столкнетесь с примерами халатного, варварского отношения к объектам истории и культуры, то сообщать об этих фактах необходимо в отдел культуры Областной администрации. Я знаю, что там есть специальный отдел, занимающийся именно этими вопросами.


Нина Петрова

Главная задача толерантности - консолидация гражданского общества, поддержка разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Как этому могут (или не могут?) способствовать современные архитектурные проекты?

Ответ:

Сами современные архитектурные проекты способствовать развитию толерантных отношений не могут. Главное, чтобы архитекторы, создающие эту среду, учитывали права, предпочтения и национальные особенности населения нашей области, тем самым, способствуя созданию многообразной среды.


В этом и заключается толерантность проектной культуры.


Кроме того, самое главное - создать гармонию и красоту в этом многообразии. Если здания между собой будут "дружить" это обязательно отразится и на взаимоотношениях живущих в них людей.


Саша

Очень интересно и привлекательно звучит про "региональные традиции проектирования окружающей нас среды и объектов материальной культуры". Но давайте оглянемся вокруг: что на практике делается с этими самыми объектами, например, историческими памятниками, и что после этого от них остается! Или мы как раз про такие традиции говорим?

Ответ:

Я согласна, что у нас по всей России не все гладко, но отношение к архитектурным проектам в нашем городе нельзя назвать непрофессиональным. Очень часто построенный объект сильно отличается от первоначального архитектурного проекта. Я несколько лет являлась членом градостроительного совета при администрации города Оренбурга и была свидетелем судебных разбирательств архитекторов (авторов проектов) с исполнителями и самими заказчиками из-за несоблюдения авторских прав. К сожалению, чаще всего у нас (надеюсь, это явление не постоянного характера) имеющий деньги считает себя главным архитектором проекта и позволяет себе менять авторские идеи. Но я оптимист. И могу привести пример: в Европе и странах Прибалтики владелец дома не может перекрасить забор в выбранный им цвет без утверждения в отделе архитектуры. Надеюсь, эта тенденция прейдет и в "наши стены".


Марина Г.

Ольга Борисовна, здравствуйте!

Хотелось бы знать, какой опыт сохранения объектов материальной культуры имеется в нашей области. Есть ли интересные примеры работы в этом направлении в других странах?

Ответ:

Один из самых интересных современных примеров сохранения нашей материальной культуры в Оренбурге это создание серии музеев в этнографическом комплексе "Национальная деревня". Насколько я знаю, такие деревни созданы и в других городах, но не все они получили такое солидное содержание и звучание как у нас.

В этом году делегация от нашего университета побывала на одном из крупнейших фестивалей средневековья в Европе – мы представили коллекцию одежды, являющейся реконструкцией костюмов русского средневековья, которая была создана на кафедре дизайна. Он проходит в Дании в городе Хорсенс. Эта поездка состоялась благодаря сотрудничеству и финансовой поддержке нашего университета и университета города Хорсенс. Фестиваль является ярким примером того, как трепетно и бережно относятся к своей культуре в Европе.


Более подробно об этой поездке Вы сможете прочитать через несколько дней.


Елена Николаевна Федорова, учительница начальных классов

Уважаемая Ольга Борисовна! Ученики младших классов очень любознательны, с интересом относятся к рассказам о родном крае. Вы не могли бы посоветовать литературу об архитектуре и культуре Оренбуржья?

Ответ:

Одни из самых интересных произведений, изданных в последнее время это: "Этнографические очерки Анания Павловича Кузнецова" (дневники и публикации этого автора, созданные в 18 веке); "Степные шедевры" ("Оренбургское книжное издательство" вообще издает много интересной литературы посвященной нашему краю).


Игорь Викторов

Уважаемая Ольга Борисовна! Оренбургский край один из самых многонациональных, это действительно так. Было бы интересно узнать какие-нибудь примеры взаимопроникновения культурных традиций разных народностей. И в чем это выражается?

Ответ:

Тема очень интересная. Я думаю, этой проблемой занимается не один аспирант. Но на бытовом уровне могу привести несколько примеров:

- пуховый платок носят, не зависимо от национальности;

- очень многие предпочитают пить чай из пиалы;

- в нашем регионе быстрее прижилась мода с восточным содержанием (яркость красок, обилие бижутерии и т.д.);

- мы очень часто употребляем пищу, не задумываясь о ее происхождении (плов, манты, бешбармак, шашлык, лагман употребляет русскоязычное население, а пельмени, вареники, борщи, блины с неменьшим удовольствием - все остальные национальности).


Татьяна Павлова, аспирантка

Татьяна Павлова, аспирантка

Уважаемая Ольга Борисовна! Не могли бы Вы рассказать немного об опыте изучения краеведения, культурного наследия, имеющемся на вашей кафедре.

Ответ:

Вы задали очень интересный и объемный вопрос, на который хочется ответить более подробно. Я отдельно постараюсь осветить интересующую Вас тему несколько позже – материал (с богатым иллюстративным материалом), скорее всего, будет размещен на отдельной странице портала.


Лидия Андреевна Щетинина

Скажите, пожалуйста, уважаемая Ольга Борисовна, что Вас радует и что печалит в культуре современной России?

Ответ:


Мартынов П.Р.

Существует определенный минимум питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. А как, на Ваш взгляд, с культурной средой, необходимой для духовной и нравственной жизни? Какой минимум должен быть обеспечен, и как этого добиться, и кто должен добиваться?

Ответ:


Спасибо всем кто принял участие в нашей беседе! К сожалению, мы ограничены во времени, и я не на все вопросы успела ответить. Надеюсь, что наше общение будет продолжено в ближайшем будущем.

Введите имя или фамилию *

Введите вопрос

* - данное поле обязательно для заполнения

Уважаемые господа!
Для Вашего удобства мы предотвращаем публикацию высказываний не по теме или оскорбительного характера. Ваш вопрос будет опубликован в течение некоторого времени. Просим отнестись с пониманием.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.

Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.



Скоро



Прошедшие online-интервью
Фото гостя БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – ЭТО ВАШ ВЫБОР



Фото гостя ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



Фото гостя ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ



Фото гостя "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ..."



Фото гостя "ПЕРВЫЙ, КТО СРАВНИЛ ЖЕНЩИНУ С ЦВЕТКОМ, БЫЛ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, ВТОРОЙ – ОЛУХОМ..."



Фото гостя ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ



Фото гостя "О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"



Фото гостя В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? - ПЛАВАТЬ НАДО...



Фото гостя ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ



Фото гостя "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. СЛОВО БЫЛО ОТ БОГА. А ЧТО ОНИ С НИМ ДЕЛАЮТ!.."



Фото гостя "СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"



Фото гостя "ПОКА СВЕЧА РОССИИ НЕ ПОГАСЛА"



Фото гостя ВИЧ – КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО МЕНЯ?



Фото гостя КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Фото гостя МИР И СЛОВО



Фото гостя СЕМЬЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫВАЯ МИР, ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Фото гостя "ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"



Фото гостя «НО ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»?



Фото гостя О РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ПО-РУССКИ






Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page