Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Online-интервьюРубрику ведет: О.А. Галицкая

фотография гостя

"О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"

Гость: Андрей Александрович Мишучков
2010-04-20 в 16.00

Андрей Александрович Мишучков, кандидат философских наук, доцент кафедр религиоведения и теологии и истории философии ОГУ, член епархиальной комиссии по канонизации оренбургских новомучеников.


Этой фразой Ивана Шмелева ("Душа России") мы продолжаем разговор о судьбах Руси Святой.


В "Откровении" апостола Иоанна Богослова пугающая тема апостасии (отступничества, духовного падения общества) смягчается мыслью, что Христос до своего второго пришествия правит миром через святых.


Так кто же они – Святые Руси? Или это - из "преданий старины глубокой"?


Патриарх Кирилл, комментируя известное высказывание Блеза Паскаля о том, что есть только два типа людей: "праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающие себя праведниками", заметил: "Святость это целостность человека. Это, в первую очередь, внутренняя сила. Он самодостаточен, и, что очень важно, у этого человека есть внутреннее зрение. Праведный считает себя грешником, потому что у него хватает мужества и внутреннего зрения видеть свою неправду. А грешный человек ничего не видит - только свое собственное "я", и всегда в розовом свете. Один человек целостный и сильный, другой - внутренне очень слабый".


О том, живут ли традиции святости в нашем Оренбуржье и как вписываются они в реалии современного общества, о целостности и силе героев нашего времени и пойдет речь в нашей беседе с Андреем Александровичем Мишучковым.




Во время интервью в редакцию пришла кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Оренбургского государственного университета Татьяна Юрьевна Скопинцева, которая изъявила желание принять участие и отвечать на вопросы наших пользователей.






А.А. Мишучков:

В двухтысячном году произошло очень важное для всего российского общества событие - архиерейским собором было канонизировано более 1600 новомучеников и исповедников российских. Россия вновь ощутила себя частью Святой Руси, дыхание святости свежим ветром повеяло в современном угарном воздухе.


В нашем Оренбургском крае нет пока сложившегося культа местных святых, но есть прославленные канонизированные святые, которые жили и, несомненно, молятся о нас: правящий архиерей начала двадцатых годов ХХ века священномученик Иаков (Маскаев), бугурусланский священник Константин (Сухов), блаженная старица Зосимия Еннадская (с.Сенцовка Шарлыкского района), афонский старец Аристоклий, живший в Оренбурге до 30 лет и прославленный в 2004 году, священномученик Макарий Квиткин ("и с ним 32 убиенных"), бузулукский старец схимонах Максим (Пилипцов) и многие еще не прославленные мученики. В нашем городе живет основатель и духовник действующего Свято-Андреевского монастыря схиархимандрит Серафим (Томин). Его биография необычна и заставляет задуматься о многом.


Святые древней и новой Руси – обширнейший пласт истории и культуры, очень медленно, тяжело и неохотно вводимый в оборот научной и общественной мысли. Исследований, равных по значению труду Г. П. Федотова "Святые Древней Руси", на мой взгляд, не появилось, между тем в его книге изучение феномена русской святости доведено лишь до XVII столетия.


Кстати, тот же Федотов в своей книге писал: "Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризированной русской культуры".


Осмысление темы русской святости, бытования этого явления в российской культуре, его воздействия, прямого и косвенного, на сферы духовной, нравственной, социальной и даже политической жизни страны сегодня, когда говорят о временах духовного оскудения, представляется как никогда актуальным.


Я приглашаю к разговору об этом поистине удивительном феномене, всегда имевшем огромное влияние на общественную жизнь и культуру нашей страны.





Игорь Владимирович Сердюков

Русским и православным сегодня быть трудно, так же как трудно остаться добрым во все более озлобляющемся мире. Где еще осталась страна, где человек добрый не является синонимом глупого, и где доброта и душевность ценятся выше интеллектуальности и деловитости?

Так что святость как идеал, к которому надо стремиться - это, наверное не актуально. Поздно уже об этом говорить, раньше надо было, пока хоть какая-то нравственность в обществе существовала.

Ответ:

Общество не может жить без нравственных идеалов, иначе оно неизбежно деградирует. И давайте согласимся, что в любом обществе во все времена нравственному человеку было сложно - не только русскому, но и французу, американцу и японцу.

Человек веры стремиться к единству с Богом в исполнении заповеди: "Возлюби Бога всем сердцем, а ближнего - как самого себя (Мф. 22:37-39)". А святость - есть уже результат упорной духовной работы, возвышения человека этой любовью. Согласитесь, об этом говорить никогда не поздно.

Стремление к святости - это как религиозный нерв, как высшая заданность в духовном мире человека.

Поэтому, наверно не все так пессимистично. Если врата ада не одолеют православную церковь до скончания века, то есть шанс на спасение внутри церкви, находясь в евхаристическом общении со святыми.

Ну а на Ваш вопрос: "Где еще осталась страна, где человек добрый не является синонимом глупого, и где доброта и душевность ценятся выше интеллектуальности и деловитости?" могу назвать страну. РОССИЯ.


Маргарита Викторовна, Оренбург

Николай Бердяев говорил о том, что русский человек не ставил себе задачей выработать и дисциплинировать личность, полагая, что органический коллектив, к которому он принадлежит, сделает все необходимое для его нравственного здоровья.

Русское православие, которому русский народ обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач, главное - смирение. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. А высшие задачи стоят перед святым. Обыкновенный русский человек не должен задаваться высокой целью даже отдаленного приближения к этому идеалу святости. Это - гордость. Православный русский старец никогда не будет направлять по этому пути. Святость есть удел немногих, она не может быть путем для человека.

А как считаете Вы?

Ответ:

Бердяев своеобразно понимал исторические пути России. Он жил в изгнании, в ностальгии по Родине, по ушедшей Святой Руси, и яростно критиковал советскую власть.

В рамках персонализма, говорящего о свободе человека как о высшей ценности, Н.Бердяев совершенно прав. Заставить человека вне его свободы совершить нравственный поступок невозможно, поступок теряет тогда свою нравственную ценность. Именно свобода человека, его самопожертвование определяет высоту нравственного поступка.

Но отказ по Бердяеву от рационального контроля человека над процессом самосовершенствования не сводится к потере ответственности. Свобода выражает себя в более высокой, духовной, внутренней дисциплине, которая преодолевает несовершенство внешней дисциплины.

Все русские святые обладали этой внутренней духовной дисциплиной, без нее невозможно было бы исполнить заповеди Божьи. Сказано же в Евангелии: "проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением" (Иер. 48, 10).

По поводу второго вопроса. Смирение как личное, свободное исполнение воли Божьей – есть высокая нравственная задача, и смирение есть проявление святости и не разделяется с ней. Смирение предполагает приоритет общего блага над частным.

Смирение, связанное с грехом не есть уже смирение, но душевная слабость. Поэтому фраза "смиренно грешить" внутренне противоречива. Исполнять волю Божью и грешить невозможно.

Да, считать себя святым – признак гордости, и это является препятствием на пути стяжания духовного смирения. Быть святым действительно – удел немногих, но стремиться к святости, как духовному состоянию души – есть задача каждого, который идет ко Христу. Все притчи о Царствии Божием в Евангелии (о горчичном зерне, о потерянной драхме, о мудрых девах) говорят о высоком призвании каждого христианина – взрастить в себе нравственный мир, который дороже всякого золота.


Наташа

А что такое святость, в чем выражается? Умерщвление плоти? Аскетизм? Уход от мира? Чудеса всякие? Зачем все это?

Ответ:

Святость – это тайна Бога и человека. Россия призвана Богом открыть эту тайну миру, явить святость как непреложную нравственную норму человеческого бытия.

Запад являет торжество рационализма, Восток хранит мистицизм, а Россия пытается выстроить равноправный диалог Запада и Востока, являя миру свой цивилизационный идеал святости.

По словам патриарха Кирилла, ни одна страна не называлась святой, как Святая Русь, и она получила такое имя не по количеству храмов и монастырей, а потому что святость была доминантой жизни народа. Это отразилось в житиях и других памятниках Древней Руси, а затем и в классической литературе. "Русь называлась святой, потому что главным идеалом жизни народа была святость. Святость была национальным идеалом", - утверждает патриарх Кирилл выступая в Киеве, по случаю торжеств Крещения Руси.

По поводу умерщвления плоти – это уже аскетическая задача с целью контроля духа над плотью, и она ставится в любой религии, даже языческой. Вспомним сорокадневный пост Христа в пустыни. Бог показал человеку: "Дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26,41). И человек способен победить самые низменные плотские страсти вместе с Богом в посте и молитве и стать святым, то есть чистым духом, свободным от действия страстей.

Насчет чудес. Человек верующий не ищет внешних чудес, они лишь повод задуматься о внутреннем мире человека и изменение этого мира, даже самая маленькая победа добра над злом – большее чудо, чем переход горы с одного места на другое.

Маленькая ремарка о сомнении. Со скепсиса начинается поиск внутри себя самого. Сомнение сомневается в себе самой и ищет опровержение себя. Сомнение есть здоровое свойство самосознания человека, обретающего свою цельность.

Но если оно стало рационально-нигилистичным, то беда! Человек как сквозь тусклую призму не сможет увидеть всю палитру разнообразного мира, насладиться его красотами. С появлением Интернета нельзя уже пожаловаться, что невозможно найти какую-либо информацию о православии. На русский язык переведено практически все святоотеческое наследие (смотреть например, библиотеку Благовещения: http://www.wco.ru/biblio/index.htm. И если теряешься в море информации, то можно задать нужные вопросы на разных православных форумах. Самый известный форум - диакона Андрея Кураева http://kuraev.ru

Есть много путей в жизни человека, но нравственное спасение души, самое увлекательное. Ибо здесь ты находишь не только себя в этой жизни, но и Бог находит тебя для жизни вечной.


П.Р. Квитко

Уважаемая Маргарита Викторовна, это Вы, по-моему, про язычество говорите, а не про православие. Это Зевс из греческой мифологии не выносит выдающегося нравственного и физического совершенства людей, рассматривая это как посягательство на свои божественные прерогативы.

Да, Бог не требует от всех святости, но Он желает всем спасения, а путь к нему - через духовное самосовершенствование.

И разве не Бердяев говорил: "Русский идеал-святость"?

Ответ:



А.А. Мишучков


Путь спасение – есть движение к святости, и в этом движении не человек себя совершенствует, но Бог приближает человека к себе. Но без воли человека Бог не может спасти человека.

Идея воскресения человека как религиозная идея непостижима для обыденного сознания. Человек обретает во Христе свое вечную природу, тварное соединяется с нетварным светом Бога навсегда. И ничто нечистое, темное, несовершенное не соединится со Христом. Этот высокий идеал нравственной чистоты христианина, идеал святости заключен в Евангелии: "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть" (Мф. 5, 48).

Отсюда призвание к святости к каждому кто идет за Христом, но духовное обновление – есть уже результат упорной борьбы человека с грехом. И нетление мощей в России – знак победы духа над плотью. Сказано же в Евангелии: "Много призванных, и мало избранных" (Мф. 22, 14)




Т.Ю. Скопинцева:


Святость - особая форма духовности. Во-первых - оппозиция язычеству (не святости), во- вторых, особое идеальное состояние, соответствие высшим идеалам культуры.


Специфика русской святости:

1) в её коренном разрыве с языческой древностью (вера и языческая культура противоположные состояния, вера - это не язычество);

2) в её родовой связи с культурой Древней Руси, которую нельзя не помнить - она в организации повседневности каждого человека.


Отсюда специфика православия - диглоссия русской культуры (Б.Успенский) - не две веры, а два голоса, которыми владела каждая крестьянка. Это порождало особое понимание святости (бинар).


Во-первых: святой тот кто живет идеалами православия, во вторых, святость и на юродивом, который по архаическим (языческим) представлениям является медиатором между своим повседневным миром и миром предков.


Оформление святости как оппозиции язычеству способствовало сложившемуся пониманию православной культуры как веры (культура вне веры невозможна).


Парадокс в котором с одной стороны в повседневности человек живет представлениями архаики (языческими) а в культуре - верой, ставит человека в состояние выбора. Это дает возможность и пастве, и священнику выстраивать собственную форму понимания веры, церкви, святости. Раннее понимание веры связано с учением Г. Паламы и формой исихии (исихазма) - слияния человека с Богом, творения умной молитвы, умного делания, духовного горения, подвижничества.


Специфика русского православия, (парадоксальность, бинарность, в отличие от тернарности западного понимания христианства) породила раскол и в высших эшелонах русского православия: нестяжатели - иосифляне. Нестяжательство во главе с Нилом Сорским - предполагало духовный подвиг, отказ от богатства, церковных земель, сотрудничества с властью. Иосифляне (во главе с настоятелем Волокаламского монастыря Иосифом Волоцким) предполагал сотрудничество с властью. Мощную организационную и социальную деятельность монастыря, борьбу с еретиками.

Можно изобразить это расхождение в следующей схеме:

Православие - как вера (Нил Сорский); Православие - как церковь (Иосиф Волоцкий).


Игорь Петровский, студент

Уважаемый Андрей Александрович! Как вы относитесь к утверждению, что русское народное православное сознание верит в Святую Русь и всегда утверждает, что Русь живет святостью, в отличие от народов Запада, которые живут лишь честностью, т.е. началом менее высоким?

Ответ:

Если реально посмотреть на жизнь нашего русского народа, то мы сейчас отошли от этого идеала – жить святостью. Но желание – осталось. И есть надежда, что оно сбудется. Святость – не от мира сего, она сакральна и ведет человека в Царствие Божие, а честность качество прагматичное, необходимое для земной жизни. Есть такой термин – консюмеризм, движение за защиту потребительских прав, за улучшение потребительской жизни, и Запад распространяя свою идеологию, подменяет духовные ценности потребительскими.

Исторически именно мы призваны показать Западу истинную систему ценностей, где главное - дух человека.

Есть некоторые пророчества святых, которые характеризуют суть нашего времени. Святой старец Силуан Афонский подмечает: "В том отличие русского человека от западного, что самые прекрасные движения души своей он посвящает не земному, а небесному". Если бы мы обратились к земному, то тогда по уровню материальных благ и изобретений перегнали немцев и англичан.


То есть, у каждого народа свое предназначение. У русского народа - свидетельствовать миру нравственную правду (Ф.М.Достоевский).


Наш оренбургский и московский святой схииеромонах Аристоклий в 1918 г. оставил следующее пророчество: "Сейчас мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией... Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго". После 70 летнего ига безбожной власти, попущенное за отступление от Бога и царя, наступит краткое время расцвета Православной Церкви в России, на время жизни Христа. Если русский народ принесет покаяние, то время увеличится, если нет - то уменьшится. Вот в это время краткого расцвета мы сейчас и живем, и от каждого из нас зависит будущее России.


Еще одно пророчество святого праведного Иоанна Кронштадтского (1907 г.). "Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".


Действительно, после прославления более двух тысяч новомучеников и исповедников Российских за последние десять лет Русской Православной Церкви, на крови этих мучеников, их молитвами созидается Православная Церковь, происходит ее духовное обновление.


Анпилогова Л.В.,доцент факультета журналистики ОГУ

Уважаемый Андрей Александрович! Ещё в 19 веке П.Чаадаев в "Филосовских письмах" говорил об особом пути развития России. Каким образом,по вашему мнению, должна развиваться современная Россия с православной точки зрения?

Ответ:


А.А. Мишучков


Чаадаев заблуждался в том, что Россия – должна стать частью Запада и идти по западному пути, но в тоже время он признавал высокую роль Православия для исторической судьбы России. "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".


По моему мнению, развитие России не может повторять чей-то чужой опыт (западный или восточный), Россия обладает уникальной духовностью. Перспективы развития православной цивилизации лежат на пути всеславянского единства и братства православных народов, их межгосударственного союза. И одним из радикальных путей решения цивилизационных задач Россией является восстановление в ней православной монархии. Как показала конференция 10 апреля 2009г. "Монархия в современной России: возможность? Необходимость? Неизбежность?" восстановление монархии - это важный исторический акт в самосознании русского народа (В.Ганичев, председатель Союза писателей России). "В России монархия возможна, необходима и неизбежна". Более того, конференция показала, что сегодня в России существует серьезная интеллектуальная сила, готовая не только адекватно осмысливать, но и содействовать восстановлению монархии.


В выступлениях главы Правительства России В.В.Путина тоже содержится это внутреннее желание сильной государственной власти во главе с Православием: "Без лидирующей роли православия никакого мирового лидерства Россия не приобретет".



Т.Ю. Скопинцева


Особый путь России это её особая судьба. В бестселлере конца 70-х написанном С. Хантингтоном рассматривается сложность современного мира, которому не грозить универсализация. Сложность задается полярностью супер-идеей: нельзя быть христианином и мусульманином одновременно. Российская культура идет по этому парадоксальному пути и наряду с достижениями потери на этом пути неизбежны. Два года назад И.И. Шангина д.и. наук, зав. отделом С-Петербургского русского этнографического музея (с сотрудниками нашего краеведческого музея) проехала с экспедицией по казачьим селам Оренбуржья для исследования казачьего самосознания. Среди парадоксальных находок высказывание: "Я татарин, но русский казак!"

Россия имеет сложнейшее поле культуры не перепаханное эпохой просвещения. Мощь русофобии и болезненное народное самосознание (в котором русское отождествляется с российским), загоняет проблему в глубь. Слабость власти, глубинное крепостничество (духовное рабство в массовом и индивидуальном самосознании), отсутствие политических лидеров и национального самоизъявления и со стороны власти и со стороны народа пока определяют специфику нашего пути. Поэтому – Чаадаев актуален. Социальные связи – это материализованная культура – они в России крепостнические и патриархальные. Разрушать их трудно – это борьба за место под солнцем. Просвещение – это главный фактор определяющий движение вперед– поэтому учитель сегодня на огневом рубеже культуры. За детей страшно, культурная перспектива – как горизонт, знаем, что он есть, но как до него добраться? Поэтому вера и святость наши (учительские) ориентиры.


Чермашенцев Вячеслав Васильевич,доцент кафедры гуманитарных наук и интеркультурной коммуникации Оренбургского института экономики и культуры

Уважаемый Андрей Александрович! Выдающийся российский мыслитель Н.А.Бердяев утверждал принцип свободы человека во всех сферах жизни общества. Каким образом, на ваш взгляд, реализуется свобода личности в религии и по каким направлениям?

Ответ:

На самом деле Николай Александрович Бердяев принцип свободы личности ставил превыше всего, и эта свобода проистекает не из вседозволенности и она трактуется не в русле буржуазных ценностей, а основанием своим имеет глубокую религиозность человека, в поиске сущности человека в Боге. Личность, связанная с Богом – это образ общественных отношений, но не их суть. Свобода – имманентное качество человека, не задается извне обществом, а реализуется в отношении личности к Богу и другим людям, оно экзистенциально.


Подлинная свобода возможна только в религии, в культуре она частична как приобщение к ценностям, в обществе как тип общественного поведения, в идеологии она манипулятивная форма сознания. Только через творческое личностное переживание и реализацию себя в духовной религиозной традиции возможна подлинная свобода.


Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире. "Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает Бердяев. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем".


Замысел Бога о человеке – есть тайна свободы, и цена этой свободы в двух векторах – вечного блаженства (обретения подлинной свободы) и вечного мучения (ее потери).


Наталия Николаевна

"Кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным" (Святитель Иоанн Златоуст). Всегда ли нужен страх Божий?

Ответ:


А.А. Мишучков


Страх Божий как страх быть порабощенным грехом и быть отторгнутым от Бога есть в христианском смысле – добродетель. "Начало мудрости - страх Господень" (Пс.110:10) говорится в псалмах Давида.


Следовательно, без этой добродетели невозможно истинное различение добра и зла, что есть мудрость, а, следовательно, и быть добродетельным. Страх духовный, как осознание себя в присутствии Бога, делает человека целостным и внутренне глубоким, способным на высшие чувства и поступки. И святые всегда соразмеряли свою жизнь с этим благодатным чувством. Это не есть страх перед неизвестностью или подобие физического страха, это особое состояние любящего существа, боящегося потерять эту любовь, потерять самого себя без Бога.



Т.Ю. Скопинцева


Страх – это из разряда парадоксальных категорий русской культуры. Страх – категория непродуктивная. Разрушительная. Но в формировании культуры на Руси она заняла значимее место. Связано это по всей вероятности с трагической историей и судьбой русской культуры. Цивилизаций рожденных на стыке культурных миров не так много и судьба таких образований всегда трагична – где та Византия, золотой мост между Азией и Европой, где культуры, возникшие в Междуречье? Россия – мир миров, мы внутри имеем свой Восток – кто этим может похвастать? Это гарантирует не только размах культурной формы (русскости, русской культуры, православной культуры) но и глобальность проблем, и обращенность острия этих проблем на Россию, отсюда русофобия которая сыграла ведущую роль в распаде большой страны (Россия и русские должны ответить на все вопросы, решить их, предусмотреть наиболее гармоничные решения…) Культура – это органика, живое тело со своей душой (О. Шпенглер). Специфика русской души – "пришибленность" ширью (Н.Бердяев) – невозможность ограничить расширяющийся масштаб российской культуры (которая имеет тенденцию расширяться, втягивая в свою поле иные культурные компоненты) и невозможность подминать иные культурные формы под свои стандарты, что необходимо при таком масштабе культуры. (Вспомните – я татарин, но россиянин – так говорят в России, а в Америке – я американец польского происхождения). Унификационная составляющая культурной динамики оказывается недостаточной, религиозная не срабатывает в силу поликонфессиональности культуры, культура обращается к иррациональности – страху как культурной категории. Специфика апелляции к иррациональности страха складывается органически – в случае парадоксального несовпадения масштаба действий и возможностей власти. Я Вам советую почитать главы учебника по русской истории И. Кондакова, посвященные формированию самодержавия на Руси. Это конечно не даст ответ на вопрос, на который пока никто не ответил, но позволит продуктивно думать. Наша культура не пережила эпоху просвещения. (Просветителями Руси и России были её правители, а для оптимального развития культуры нужно всенародное просвещение).


Иринка

А Апостол Павел говорил о том, что все христиане святы, как Вы это прокомментируете?

Ответ:

Церковь земная "воюющая" - есть церковь кающихся грешников, церковь небесная – "торжествующая" собрание святых, победивших грех и соединившихся с Богом навечно. Об этом призвании к святости, как победе над грехом вместе с Богом говорит апостол Павел. "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы" (1 Пет. 2:9-10).


Человек приобщающийся Христу в Евхаристии в этот момент един со всеми святыми и именно этот евхаристический момент в жизни христианина дает основание говорить о нем как о народе святом. Промысел Бога о каждом христианине - именно как о святом, навсегда соединенным с Ним.


Да, в реальности человек осознает себя несовершенным и несвятым, но именно это осознание есть первый шаг к нравственному совершенству, покаянию пред Богом и первой ступенькой к святости.


Александра Ветрова, Оренбург

Почему святыми называют Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова? Я всегда считала, что признание святым - это как награда для церковных служителей, какой-то их ранг. Разве это не так?

Ответ:

Святость – это духовное состояние человека перед Богом, а не социальное между людьми. И святыми в России человека называют после канонизации, проходящей после смерти человека и увенчанной посмертной славой и молитвенной помощью святого ныне живущим.


Что касается вопроса, почему именно Александра Невского, то в голосовании в 2009году "Имя России" святой благоверный князь Александр Невский занял первое место. Этот факт, говорит о многом, что в России святость пока еще на первом месте. В отличие например, от других стран, где имидж стран определялся политической харизмой (в США победил Рональд Рейган, во Франции – Шарль де Голль, в Германии – Конрад Аденауэр, в ЮАР - Нельсон Мандела, в Финляндии - Карл Густав Маннергейм, в Португалии - Антониу Салазар, в Израиле - Исхак Рабин, в Испании – нынешний король Хуан Карлос І де Бурбон).


Причем за Александра Невского голосовали не только православные русские, но и мусульмане. По словам одного мусульманского лидера, - потому, что "именно святой князь заложил основы диалога Востока и Запада, христианства и ислама, проводя разумную политику с Ордой".


Имя Александра Невского равным образом дорого всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальной или религиозной принадлежности. Если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно.


Степанов И.Т., Орск

Святые и святость как явление общественной жизни нашей страны - это определенный пласт российской истории, бесспорно. В условиях современности понимание этого культурного и духовного феномена фактически утрачено. Я думаю, не потому, что мы хуже стали или лучше. Просто пройден определенный этап - и все.

Зачем пытаться реанимировать уже пережитые идеи?

Ответ:


А.А. Мишучков


Явление святости не этапно-исторично, оно было всегда.


Свят был Адам в раю, Ной, Авраам, пророки до Христа и бесчисленное множество святых, свидетельствующих своей любовью, своей смертью высоту единства человека и Бога. На святых, сказал Христос, созижду Церковь свою и до скончания века не одолеют ее врата ада.


Если бы не эта "соль земли" смысл человеческой истории пресекся, стал бы абсурден. Как сказал Екклезиаст "все суета сует" без Бога.


Не думаю, что понимание этого духовного феномена утрачено теоретически и практически. В России сейчас более сотни семинарий и теологических кафедр в университетах, где изучается богословие. Открыты храмы и монастыри (около 30 тысяч храмов и 700 монастырей), где люди приобщаются духовно к животворному источнику молитвенной связи с Богом и святыми. И в этом мирном состоянии душ священства и паствы созиждется русская душа, Святая Русь.



Т.Ю. Скопинцева


Cвятость – это сущностная характеристика русской культуры. Понимание святости не утрачено, оно просто ушло из обиходной речи. Неприятие многих явлений современной жизни, апелляция к справедливости и правде, молчание народа в ответ на призывы власти, не ощущаемые как праведные (должные, справедливые в народном понимании этого слова) это все скрытое обращение к праведности и святости. Праведность в этом контексте выступает как внешнее проявление святости (её скорлупа, оболочка). Я спрашиваю у группы студентов: "Кто из Вас однажды, в ситуации незаслуженной обиды не успокаивал себя мыслью о том, что неправедность обязательно будет наказана?" Ребята головы опускают – практически все думали об этом. (Потребность в святости – мощная!) В этом случае мы скрыто апеллируем к Богу, и в этом мы все проявляем свою принадлежность православной культуре и святости (непогрешности, чистоте, идеальности бытия). Свой культурный "кокон" мы несем с собой всю жизнь - свои языческие и христианские корни, свое понимание святости. Это очень хорошо видно в отношении к власти в восприятии власти её представителями: властные действия это в русской традиции выполнение функций приближенного к Богу – это сложилось в период кризиса русской культуры средневекового типа и перехода к Новому времени. В это в русской культуре сформировалось понятие светской святости (из этого разряда – святое знамя, святые победы, святой долг...) В этом направлении сложилась традиция сакрализации власти – эту традицию (неприкосновенность, безотчетность, табуированность внешних оценок). Эта традиция жива – живёхонька. Так почему же прочие категории из того же времени не срабатывают? Срабатывают. И однажды включатся – такова органика культурного развития. К сожалению нельзя предсказать, как это произойдет и в какой форме. Хорошо бы чтобы в обиход вошла честность, мудрость и прозорливость власти – тогда о разговор о святости приобрел бы актуальность...


Мария Георгиевна Клочкова, учительница

Уважаемый Андрей Александрович!

В упоминаемой книге Г. П. Федотова есть примерно такие строки о святых: "Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки". Как могло произойти, что вековые идеалы буквально в двух-трех поколениях утрачены, будто кто стер людям память. Я в школе работаю, знаю, о чем говорю. Да это и по некоторым вопросам, обращенным к Вам сегодня, видно.

Сейчас, наверное, бесполезно спрашивать, кто виноват, важнее - что делать?

Ответ:

Да, действительно только русский народ исторически был вдохновлен идеалом Святой Руси, у других народов нет святых эпитетов своей страны. Русский народ, говорит известный эмигрантский богослов А.В.Карташев, "устами своих певцов, былинных сказителей и поэтов" назвал свою страну Святой Русью. "По всем признакам, это многозначительное самоопределение... — низового, массового, стихийного происхождения". Ни одна из христианских наций не вняла самому существенному призыву церкви "именно к святости, свойству Божественному", лишь Россия дерзнула "на этот эпитет" и отдала этому неземному идеалу свое сердце (Русское Возрождение, N 42, 1988).


И этот идеал вовсе не выветрился в народном сознании, может быть, он ушел в глубину подсознания (идея коммунизма) или остался как некое желание (идея Великой России), но как некий архетип, культурный код остался и не может быть стерт, только если погибнет весь этнос.


Вспомним ветхозаветный город Ниневию, он был пощажен Богом по молитвам пророка Ионы и явному трехдневному покаянию жителей. Но потом, за повторение грехов, разрушен.


Отношение к человечеству Бога неизменно, Он милует по молитвам праведников и наказывает за богоотступничество, убийство святых. В XX веке русский народ перенес тяжесть греха и братоубийства, и богоборчества. Наступило постепенное отрезвление и восстановление исторических святынь, воссияли тысячи новомучеников российских. Символом новой возрождающейся Православной Русской Церкви стала семья страстотерпца царя Николая II. Это глубоко знаменательно.


И на вопрос "что делать", русский человек давно уже ответил – строить храм своей души, место, где Бог пребывает вместе человеком. И к этому внутреннему Царствию Божиему в человеке прилепится органично и все остальное – и национальная культура, и политика, и экономика и даже виртуальная реальность Интернета (может быть, не зря слово "Интернет" пишут с большой буквы, это вполне символично, и, может быть, последняя евангельская проповедь пройдет через Сеть, которая, возможно, станет для некоторых местом встречи с Богом).


Александр Борисович

Почему в отличии от католической веры, где каждый есть сын Божий, на Руси было принято что человек есть раб Божий?

Не кажется ли Вам что это несколько не соответствует христианскому учению?

Ответ:


А.А. Мишучков


Названия "сын", "раб", "враг" - это состояние души человека перед Богом-Отцом. Если человек противится воли Божьей, то он чувствует себя как враг, если исполняет несвободно, без воли, то раб, если уважая, то друг; если с любовью к Богу, то сын; если радуясь, то как дитя. И в Евангелии в разных контекстах это просматривается.

"Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин 15,15); "и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает". (От Матфея 18, 3-5)

Об этой градации чувств человека к Богу прекрасно говорит митрополит Сурожский Антоний: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/besedy/besedy2.htm

В традиции церковно-славянского языка укоренилась терминология "раб Божий", особенно в формуле благословения ("Благословите раба Божьего!") или эпистолярного заключения ("Ваш раб Божий"). Но, отвлекаясь от языковой традиции, которая подчеркивает смысл раба, как последнего слуги перед Богом, что в целом не оскорбительно, то подлинным традиционно-религиозным смысловым полем отношений православного и Бога является именно "сын".

Томисткая католическая формула отношений человека и Бога – "dei cooperator", сотрудник Бога на земле, то есть "наемник" в смысле термина аввы Дорофея.

Так что языковая и религиозная традиция отношений человека и Бога не всегда совпадают, но наслаиваются друг друга.



Т.Ю. Скопинцева


Сын Божий и раб Божий – это также из разряда русских парадоксов. Сын Божий – это не периферийное понятие, это очень русская категория религиозной культуры. Уничижение себя, смирение это категория нравственного воспитания – вспомним что и в Европе эта практика была в ходу в духовной культуре введенной Франциском Азисским. Уничижение – ниже всей братии и услужение братии - это его практика.

На Руси в московской культуре к XVI веку, в период "нестроений" спор по этому поводу вели нестяжатели и иосифляне. В анализе русской истории можно выстроить следующие схемы (подробнее смотрите в прекрасном учебнике русской истории для вузов –автор И.Кондаков):

1.В модели мира построенной Иосифом Волоцким закладывается традиция духовного подчинения, которая в мирском культурном строительстве транспонируется на мир земной: Бог отец направляет свои действия на спасение Бога Сына и "взаимодействует" с Духом Святым .

2.Иная позиция у Нила Сорского – Бог Сын (Спаситель) опирается на Бога Отца и руководствуется Духом Святым. Транспонирование этой модели на земное строительство культуры дает бо`льшую самостоятельность человека варианты большей возможности выбора и соответствующей ответственности за него.

В русской истории победила концепция И.Волоцкого, с мощной "властной вертикалью", подчинением человека власти. В этой модели создан текст Домостроя – та его часть, что написана попом Сильвестром. Категория "властной вертикали" стала предметом анализа в постсталинский период – т.е. модель И.Волоцкого не переставала работать в советское время, и жива сегодня. Надо ломать ущербную культуру а в православии есть неисчерпанный резерв для пробуждения гордости, самосознания и прочих должных качеств.

Ветхозаветная роль человека – (человек есть ложь), страх как ведущая культурная категория могут быть преодолены с ростом самосознания, патриотизма, национальной гордости и способности отстаивать национальный (российский, а не мировой) интерес на всех уровнях. (Это к тому, что позиция "страх" и "раб" соотносится с православием, русской культурой и русским человеком, и нужна должная работа над собой).


Р.К. Кузахметов, к.ист.н., заведующий кафедрой отечественной истории ОГУ

Уважаемый Андрей Александрович, когда и почему Вы стали православным христианином?

И второй вопрос: как Вы оцениваете введение в школах предмета "Основы православной культуры"?

Ответ:

Православным я стал незаметно и во вполне сознательном возрасте. В двадцать лет я крестился и стал незаметно воцерковляться, и сейчас этот процесс еще продолжается. Без Православия я не мыслю свою судьбу, и даже как-то трудно представить, что бы было со мной, если бы это не случилось. Философия, как профессиональное призвание, сыграла, несомненно, свою роль. Знакомство с философией патристики (например, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Максим Исповедник и др.), современной православной философии (Иоанн Кронштадтский, Силуан Афонский, Антоний Сурожский, Алексей Осипов, дьякон Андрей Кураев) и восточной философией позволило понять место православного мировоззрения в культуре, в отношении других подходов к миру.

И большая удача для меня, что я могу совместить органично свое православное мировоззрение и преподавательскую деятельность на кафедре религиоведения и теологии ОГУ.

По второму вопросу: Несомненно, что введение ОПК – есть положительная тенденция сотрудничества РПЦ и государства в сфере образования, стратегически цивилизационно цели которых совпадают.

Наша кафедра религиоведения готовит специалистов в сфере государственно-церковных отношений. И я надеюсь, что наши выпускники достойно справятся с задачей реализации интересов как светского, так и религиозного образования.


Легостаев Александр, преподаватель ОГУ

Уважаемый Андрей Александрович, кто из православных святых оказал непосредственное влияние на Ваше мировоззрение и почему?

Второй вопрос: как Вы оцениваете перспиктивы развития синергийной антропологии, построенной на концептуальном осмыслении святоотеческого дискурса?

Ответ:

Одним из наиболее близких мне православных богословов является Августин Блаженный. Его "Исповедь" потрясает своей искренностью и живым чувством веры, вместе с ним я прошел через многие сомнения и испытания веры. В домашнем иконостасе есть его икона Августина Блаженного, написанная в Свято-Андреевском мужском монастыре, и с ним у меня не только философская, богословская, но и молитвенная связь.

По второму вопросу. Перспективы научной парадигмы синергетического видения антропологии достаточно весомы и на эту тему ведутся широкие научные дискуссии.

Если же говорить о конкретной концепции синергийной антропологии С.С. Хоружего, то она вызывает многие вопросы по своему научному статусу.

Во-первых, отвержением "классической европейской антропологии, стоящей на учениях о человеке Аристотеля, Декарта, Канта". Научная парадигма включает предшествующие научные концепции как частный вариант своего развития. Пример - взаимодействие классического и неклассического типа рациональности.

Во-вторых, главное понятие синергийной антропологии Хоружего – "антропологическое проявление" - опирается на "свои энергии, действия, активности" человека, а это несколько антропологически сужает проявление социальной и божественной энергии, которыми он также оперирует. Вызывает критику и другие научные термины: онтологическая топика - мистико-аскетический опыт, онтическая топика – бессознательное, виртуальная топика – некая информационная антропологическая практика. Во многом, эти понятия логически по объему пересекаются и категориально размыты. Поэтому, с моей точки зрения они отходят от святоотеческого дискурса.

Я придерживаюсь богословской креационисткой точки зрения, происхождения мира и человека из ничего, небытия посредством благой силы Логоса. Такое креационистское понимание противоречит синергетическому научному подходу, утверждающему самоорганизацию материи и принцип неустойчивого развития линейных систем.


Н.А. Ломакина, заслуженный работник культуры РФ, заведующая лабораторией духовно-нравственного просвещения молодежи Центра развития образования ОГУ и Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ"

Уважаемый Андрей Александрович! Зная о том, что Вас глубоко волнует проблема увековечивания памяти новомучеников и исповедников Российских, хотела бы задать Вам вопрос, что для этого делается в нашей епархии. Считаю, что необходимо, чтобы именно Вы возглавили комиссию по канонизации новомучеников, иначе, если мы не продолжим эту работу, мы превратимся в "Иванов, родства непомнящих".

Ответ:

Уважаемая Наталья Александровна!

Все в руках Божьих, и без Его воли не падет даже волос с главы. Прославление святых – Божья милость нам, чающим спасение с Востока. Святые новомученики молятся о нас, и мы молимся им – это главное. В этой неразрывной связи земной и небесной Церкви – условие нашего спасения и спасения Отчизны. И именно устами святых Господь напишет "золотыми словами" о Святой Руси, ибо она созиждется в наших душах.

Историческая память – нечто другое, это то, что мы храним в нашей культуре, чем дорожим, что передаем в наших детях.

Важным культурным событием предстоящего мая (14-21 мая) станет Всероссийская выставка православной культуры в спорткомплексе "Оренбуржье". Тема одной из постоянно действующих секций - "Новомученики и исповедники Оренбургской епархии". В епархиальных журналах "Оренбургские епархиальные ведомости", "Лествица", "Духовный вестник" периодически печатаются статьи, посвященные оренбургским новомученикам. Эти события формируют нашу историческую память.

Уверен, что комиссия по канонизации оренбургских новомучеников, которую недавно возглавил настоятель Тихвинской церкви о.Иоанн Кочанкин, при активной поддержке всех заинтересованных сил, священства и мирян сможет выполнить свою задачу. Я приглашаю всех к участию в этой важной работе. Надеюсь, что в ближайшее время у нас будет прославлен лик местночтимых святых, который дополнит те имена, о которых мы говорили в предисловии нашего online-интервью.


Введите имя или фамилию *

Введите вопрос

* - данное поле обязательно для заполнения

Уважаемые господа!
Для Вашего удобства мы предотвращаем публикацию высказываний не по теме или оскорбительного характера. Ваш вопрос будет опубликован в течение некоторого времени. Просим отнестись с пониманием.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.

Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.



Скоро



Прошедшие online-интервью
Фото гостя БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – ЭТО ВАШ ВЫБОР



Фото гостя ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



Фото гостя ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ



Фото гостя "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ..."



Фото гостя "ПЕРВЫЙ, КТО СРАВНИЛ ЖЕНЩИНУ С ЦВЕТКОМ, БЫЛ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, ВТОРОЙ – ОЛУХОМ..."



Фото гостя ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ



Фото гостя "О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"



Фото гостя В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? - ПЛАВАТЬ НАДО...



Фото гостя ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ



Фото гостя "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. СЛОВО БЫЛО ОТ БОГА. А ЧТО ОНИ С НИМ ДЕЛАЮТ!.."



Фото гостя "СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"



Фото гостя "ПОКА СВЕЧА РОССИИ НЕ ПОГАСЛА"



Фото гостя ВИЧ – КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО МЕНЯ?



Фото гостя КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Фото гостя МИР И СЛОВО



Фото гостя СЕМЬЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫВАЯ МИР, ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Фото гостя "ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"



Фото гостя «НО ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»?



Фото гостя О РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ПО-РУССКИ






Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page