Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Online-интервьюРубрику ведет: О.А. Галицкая

фотография гостя

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ

Гость: Иерей Вадим Татусь
2011-04-12 в 16.00

Иерей Вадим Татусь - благочинный Оренбургского округа, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.




Самая большая проблема сейчас – кризис человеческой личности.

В современных европейских странах остро стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно, или приведет к усилению нетерпимости в обществе? Ослабит ли нетерпимость факультативное религиозное образование? Где лучше осуществлять катехизацию: в государственных школах или в семинариях и медресе? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма?


Споры вокруг десекуляризации школ характерны как для России, так и для Европы, поэтому естественным будет сравнение. И здесь нужно принять во внимание различия между странами внутри самой Европы. В одних странах (Италия, Греция, Дания) религия все еще определяет нацию. В других странах (Великобритания, Германия, Швейцария) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (Бельгия, Испания, Турция) противостоят светские и религиозные традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования.


Мы живем в эпоху секуляризации. При этом следует учитывать, что речь идет не о формальной, а о фактической секуляризации сознания и жизни людей. "Современные люди подвергаются воздействию разрушающей дух информационной машины, и поэтому молодежи надо учиться мыслить, уметь ставить мощный духовный заслон перед массовой культурой. Нужно исцелять сознание, человеческие сердца. Иначе наша цивилизация превратиться в цивилизацию инстинкта, а люди, живущие по голосу страсти, разрушат свое нравственное начало", - подчеркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Результатом будет отчуждение от нравственных ценностей, инфантилизм, высокое число абортов и разводов, рост агрессии и воинствующего невежества.


Иерей Вадим Татусь разделяет точку зрения тех, кто, уверен, что в сфере образования и межличностных отношений необходимо опираться на традиционные для России ценности, православный образ жизни. Православие исторически государствообразующая и культуросозидающая религия нашей страны, и вряд ли можно переоценить значение Церкви как хранительницы базисных ценностей народа - вне зависимости от отношения к вере того или иного его представителя.


Союз Церкви и Школы в России важен на всех уровнях образования, начиная с начальных и заканчивая высшими учебными заведениями. Цель такого союза состоит, прежде всего, во взаимодействии в сфере образования. Заимствуя опыт друг друга, можно совершенствовать воспитательные аспекты в педагогической системе вуза, направленные на формирование нравственной, высокоинтеллектуальной личности, углублять образовательные парадигмы познания нашей истории, культуры и религии. Молодежь должна иметь объективные знания о нашей истории, о наших традициях и культуре, чтобы адаптироваться в новом мире и, изменяя его, приносить пользу стране и народу.


Иерей Вадим Татусь - выпускник Московской Духовной академии, является проректором по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии, благочинным Оренбургского округа.


Основанная в 1884 году, Оренбургская Духовная Семинария (ОренДС) - одно из старейших учебных заведений Оренбургского края. Возглавляет ее ректор – протоиерей Леонид Антипов. Семинария является высшим духовным учебным заведением, осуществляющим подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования специалиста в области православного богословия с пятилетним сроком обучения. Возрожденная совсем недавно, в 2009 году, Оренбургская Духовная Семинария уже сейчас оказывает ощутимое влияние на формирование культурной среды региона.




И.В.Кокорева

Семинария - это один из вариантов диалога Церкви с Миром. На каких принципах строит свой диалог Оренбургская семинария?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Рассматривая семинарию как диалог Церкви и Мира, следует отметить, что семинария есть образовательный институт социализации личности, и не в коем случае нельзя выделять как какое-то некое отдельное образование. А если говорить о диалоге светского и духовного образования, то главный принцип нашей деятельности – интеграция ценностей, опыт и методы педагогического процесса.


Татьяна

Здравствуйте, отец Вадим!

Как соотносятся Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования и Госстандарт высшего образования, т.е., насколько выпускаемые специалисты соответствуют современным требованиям, предъявляемым к специалистам с высшим образованием?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Образовательный стандарт семинарии на современном этапе, уже смело может показать и доказать, что выпускаемые специалисты семинарий соответствуют Госстандарту высшего профессионального образования России, дипломы духовных семинарий и академий признаются Мировыми образовательными учреждениями как Королевским колледжем Кембриджа, Итонским колледжем Британии, многие выпускники Духовных заведений являются почетными профессорами светских учреждений России и других стран. Духовное образование не стоит на месте, оно постоянно развивается. В настоящий момент реализуется третий стандарт теологии. Все духовные школы России, в том числе и Оренбургская духовная семинария постепенно переходят на болонскую образовательную систему.


Вахромеев Николай Антонович, Бугуруслан

И торговцев, и менеджеров, и экономистов, и юристов много в нашей стране. А священников? Сколько высших учебных заведений, аналогичных нашей Оренбургской Семинарии, имеется на данный момент? И если можно, в сравнении с мусульманскими и др.

Ответ:

Накануне революции 1917 года система духовного образования в России включала в себя 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, а также 185 духовных училищ.

В конце 1940-х годов, после восстановления системы богословского духовного образования, мы имели 2 духовные академии и 8 семинарий. На рубеже 50-х - 60-х годов в силу обстоятельств, о которых все мы хорошо знаем, были закрыты 5 духовных семинарий; и в течение долгого времени мы имели 2 духовные академии - в тогдашних Загорске и Ленинграде, и три духовные семинарии - Московскую, Ленинградскую и Одесскую.

Сегодня в Русской Православной Церкви 6 духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, около 50 семинарии, и около 40 духовных училищ.


Мишучков Андрей Александрович, доцент кафедры истории философии ОГУ

Роль священства в российском общества как нравственного примера была всегда традиционно высока. Каким вы видите значение священника в жизни прихода муч.Татианы, в жизни ОГУ, в целом для студенчества?

Какую роль может сыграть теологическое образование в вузе как средство интеграции светского и религиозного образования?

Какую перспективу вы видите в межрелигиозном диалоге в студенческой среде в качестве формирования толерантности?

Запреты на аборты в Церкви: не отпугнет ли это молодое поколение для которых это стало нормой?

И как вы видите значение Великого Поста для студенческой жизни и общепита?

Спасибо.

Ответ:

Благодарю за вопрос! Священник приходского храма университета есть посредник построения диалога между университетом и церкви, наш приход принимаю активное участие в совместных мероприятиях епархии и университета. Само по себе наличие храма при университете есть достойный показатель существования позитивных отношений между церковью и светским образованием.

Интегрированные отношения религиозного и теологического образования не противоречит светской образовательной системе, а дополняет ее величайшими знаниями мира о мудрости, о любви, о патриотизме. Все то, что является осью воспитательной системы вуза, есть и основа учения церкви о гармоничном развитии полноценной личности. Что позволяет нам направить общие усилия на построения парадигмы сотрудничества высших учебных заведений и церкви в вопросах образования и нравственного воспитания молодежи.

Касаясь, формирование толерантности в студенческой среде, нужно отметить, что за тысячелетия существования библейской духовной традиции накопился огромный опыт, который мы можем передать тем, кто захочет им воспользоваться. Церковь, имея богатейший опыт в образовании и просвещении молодежи, воспитала благодаря этому на свет величайших поэтов, писателей, художников, композиторов, ученых, полководцев таких как: А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, В.М. Васнецов, С.В. Рахманинов, К.Э. Циолковский, П.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, все они были воспитаны в духи христианства. Их творения и деятельность на благо отечества, является непосредственным доказательством позитивного опыта церковного воспитания нравственности.

Что касается абортов – это отдельная тема для разговора. Аборт есть убийство, и оно ни как не может быть полезным для человеческой личности и не может быть никогда нормой для здравомыслящего человека.

Великий Пост студентов необходим как любому человеку, пост – это время внутреннего совершенствования и преобразования. Касаясь питания в пост для учащихся, отмечу, что даже в духовных учебных заведениях по благословению Святейшего Патриарха ослабляется Великий пост – разрешается вкушать рыбу. Так и студенты должны поститься ровно настолько, насколько это будет на пользу для души и здоровья. Это должен быть их сознательным свободным выбором – мера поста. Богу нужен не запостившийся до синих кругов под глазами ребёнок, а его чистая, светлая душа.


lansik

Уважаемые дамы и господа! О чем мы говорим?

"Идеологизированная советская школа" (полностью десекуляризированная!) вырастила не одно поколение образованных (по-настоящему!) людей, ставших прекрасными специалистами. Знаний у пап-мам-бабушек-дедушек на порядок больше, чем у поколения, прокомпостированного ЕГЭ. Разве кризис личности возник из-за того, что не преподают в школах и вузах религию? Да и может ли он от этого возникнуть?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Основная причина любого кризиса заключается в том, что старые формы, старые методы, старая тактика, прежний образ жизни не соответствуют требованиям нового времени. И чем дольше сопротивляется старое, пытаясь удержать свои позиции, тем в более жесткой форме проходит кризис личности. Настоящая образовательная и воспитательная система школы не имеет такой эффективности, отвечающей современным требованиям. Если сейчас зайти в школу, то мы увидим, что основная масса преподавателей являются пенсионного возраста, которые, как вы выразились, воспитаны "Идеологизированной советской школой" и они являются основой образования и воспитания. Результат их деятельности виден на лицо. Мы не говорим "Впустите церковь в школу!", мы говорим "Используйте ценности и опыт церкви в сфере воспитания и образования".


Марина Николаевна

При принятии в Семинарию предъявляются ли какие-нибудь особенные требования к абитуриентам, в частности, к их развитию, знаниям, к нравственности?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Семинария специфическое учреждение, с особыми требованиями к абитуриентам, в первую очередь они должны быть православного вероисповедания, у них должны быть знания азов богослужений, уметь читать на церковнославянском языке. В остальном абитуриенты семинарии полностью соответствует абитуриентам вуза.


Валентина Алексеевна Федорова, учительница начальных классов

Здравствуйте, уважаемый отец Вадим! Как вы считаете, духовное образование это какие-то конкретные знания по богословским дисциплинам, или что-то еще? Ваш взгляд на современные задачи духовного образования.

Ответ:

Благодарю за вопрос! Духовное образование это не просто богословские знания, это, прежде всего, воспитание в своей личности святого человека по образу Христа.

Основная задача духовного образования во все времена неизменна - научение христианскому пониманию жизни и борьбе с ветхим человеком с целью исцеления от страстей.


Наталья

Вот вы говорите, что молодежи надо учиться мыслить. А разве это не противоречит тому, что надо просто верить, как учит любая религия?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Православие не входит в категорию "любая", учение православной церкви о вере зиждется на Священном Писание, которое говорит нам: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22:37)". Возлюбить Господа Бога твоего - это означает поверить, поэтому наша вера должна быть чувственной (верить сердцем и душею) и разумной (верить разумением твоим), данные категории сопутствующие друг другу. Вера без разума, есть слепая вера, которая ведет нас к Богу, не потому что мы хотим этого и нам это нужно, а потому что мы боимся Бога, потому что нам сказала так бабушка. Яркий пример чувственной веры без разума - это сектантские сообщества, где основой является беспрекословного подчинения адептов своему лидеру, если даже он противоречит Писанию.


Решетникова Л.А.

Что Вы думаете о духовном образовании в современном российском обществе и каким хотели бы его видеть?

Ответ:

Я думаю, что значение его в современном обществе трудно переоценить.

Сейчас идет реформа духовного образования и активно обсуждается проблема интеграции в современное образовательное пространство. Материалы по этому вопросу можно посмотреть на сайте "Богослов.ру".


Ахтам

Для Росии и исламские ценности являются традиционным, Вы так не думаете?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Традиционные ценности являются набором представлений, обычаев передаваемых из поколения в поколение. Россия многоэтнокультурная страна и у определенных народов, совершенно верно, есть свои традиционные ценности, но для России в целом характерно православие, которое есть основа становления государства Российского. Еще в прошлом веке праздновалось тысячелетие крещения Руси.


Легостаев Александр Сергеевич, преподаватель кафедры отечественной истории ОГУ

Уважаемый отец Вадим!!! Как Вы считаете, возможно ли введение спецкурса "Русская идея" в учебную программу Оренбургской Духовной Семинарии?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Смотря, что рассматривать под спецкурсом "Русская идея". Основная для нас идея это вера в Христа, в контексте "Русской идеи" это отражено в трудах отечественного богословия, которые входят в ряд преподаваемых дисциплин. В частности в учебном плане семинарии на четвертом курсе заложен специальный предмет, который называется "Основы русской религиозной мысли".


Кокшаров Александр Дмитриевич, кандидат исторических наук, кафедра отечественной истории ОГУ

Роль православия в отечественной истории не отрицают даже его враги. Действительная польза - в переходе от теоретического признания к практике. "Практиками" в этом вопросе были Александр Невский, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, И.П. Павлов - список бесконечен.

Нет ли смысла сосредоточиться на изучении и широчайшем изложении именно перехода от неверия (чрезвычайно ныне распространенного) к обретению конкретного мистического опыта наиболее (и бесспорно) достойными людьми прошлого и настоящего?

Ответ:

Благодарю за вопрос! В Церкви не может быть неверия, потому как Церковь зиждется только на одной вере, если это только не ересь или отступничество, но и в этом случае это отдельные люди, а не Мать Церковь.

К сожалению, следует признать, что в наших храмах распространено среди народа такое явление, где они отдают большее значение обрядовости, чем самой вере в истинного Бога и следование за Ним по его заповедям. В центре Церкви есть ее основатель Иисус Христос Бог, если мы будем следовать не за словами Христа и не стараться подражать ему, а искать подтверждение и оправдания себя в житиях святых, то это будет лицемерие и обман самих себя, ибо идеалом для каждого из нас есть только Бог - Иисус Христос Богочеловек, а опыт святых подвижников - это их индивидуальный путь к Творцу.


Ильшат

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров считает, что "узаконенное многоженство является более честной и здоровой формой существования семьи, чем "любовный треугольник". "Я очень даже за многоженство, - подчеркивает он.

Насколько я понимаю, ЧР входит в состав России. Как Вы относитесь к распространению такого "передового опыта" на территорию всей нашей страны?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Я не считаю, что распространение многоженство в России есть передовой опыт, и отношусь к этому отрицательно. Но, беря во внимание, менталитет народов населяющих чеченскую республику, где большинство, бесспорно, являются приверженцами ислама, это, возможно и допустимо. Но прежде следует спросить у женщин готовы ли они быть в современной семье какой-то из числа?


Анастасия Павловна Чегринцева, учительница

Уважаемый отец Вадим! Что Вы думаете об эксперименте по введению курса "Основы религиозных культур и светской этики"? Что бы Вы изменили в нем? Готова ли Оренбургская семинария принять участие в подготовке специалистов, которые будут вести этот курс - может быть, у вас есть какие-нибудь специализированные курсы?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Эксперимент по введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" - это позитивное и адекватное решение для всей педагогической системы, ибо с отсутствием, а точнее с разрушенной воспитательной системой школ за последние десятилетия, мы получаем сегодня огромное количество невеж и потребителей, не желающих честно трудиться на благо себя и общества, ищущих постоянно легкие пути.


Оренбургская духовная семинария не просто готова - она принимает активное участие совместно с отделом религиозного образования и катехизации епархии при поддержке Министерства образования Оренбургской области в подготовке специалистов данного курса. На базе семинарии проводятся специализированные 2-х годичные курсы по катехизации и основам православной культуры, вечерней и заочной формы обучения. Подробную информацию вы можете получить в семинарии. А также, учитывая новые обстоятельства, на данный момент в области начата реализация проекта, который предусматривает:

- экспериментальное преподавание в школах Оренбурга и области, в которых будет преподаваться курс "Основы религиозных культур и светской этики";

- в участвующих в эксперименте школах планируется согласно стандарту в так называемых дополнительных часах (их 5) выделить 1 час для преподавания "Основ религиозных культур и светской этики";

- на базе института повышения квалификации совместно с отделом религиозного образования и катехизации нашей епархии разрабатывается модель подготовки специалистов для ведения этого курса.


Р.К. Кузахметов, к.ист.н., заведующий кафедрой отечественной истории Оренбургского государственного университета

Здравствуйте, уважаемый отец Вадим!

В условиях усиливающейся информационно-психологической войны против России жизненно необходимо объединение всех духовно здоровых сил для защиты ценностей и традиций Русской цивилизации.

Какими Вы видите возможности развития сотрудничества Духовной Семинарии и классического университета?

И еще один вопрос - о важности изучения истории культуры. Какое место занимает эта дисциплина в учебном процессе Духовной Семинарии?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Развитие сотрудничества Духовной Семинарии и классического университета я вижу в интеграции многовекового опыта обучения и воспитания обоих институтов социализации. Построение на основе этого общей образовательной парадигмы и использование ее в педагогическом процессе.

Оренбургская духовная семинария представляет собой учебное заведение, где уже идет использование такой парадигмы, так как преподавательский состав семинарии почти на 50% состоит из профессорско-преподавательского состава вузов города.

Что касается изучения мировых культур, то в наших стенах этому уделяется особое внимание, ибо это способствует расширению кругозору личности, изучению плюрализма, формированию толерантности, терпимости и уважению к другим культурам и их представителям.


Евгений

Доктор богословия А.И. Осипов, чьи лекции вы, возможно, посещали, поскольку учились в Москве, в академии, считает, что "задача христианства состоит в очищении сердца от греха и приобретении Духа любви". Не мало для XXI века?

Ответ:

В безбожном мире очищение сердца от греха и обретение Духа любви это как раз-таки и немало!

Потому это и является одной из главных задач и миссий Церкви.


Катя

А ваши семинаристы списывают? Или это не грех?

Ответ:

Я являюсь преподавателем предмета "Литургика" - это наука о богослужении. И у меня списать невозможно: сам был студентом.


Кононов

Церковная жизнь в нашей области многие годы была разрушена, церкви заброшены, многие люди ничего не ждут и ничего не хотят. Как обстоят дела по восстановлению?

Ответ:

На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы поднимали купола на строящемся храме в поселке Степном (Оренбург), в воскресенье в комплексе "Фропост" (пос. Весенний) освящали крест и поднимали купол для строящейся церкви.

Этот список можно продолжать.

А по поводу того, что люди ничего не ждут и ничего не хотят - посмотрите интервью с детьми, которое на этом же портале прошло под названием "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ...".


Вероника

Много ли сейчас православных учебных заведений в Оренбургской области? Сколько было раньше? Спасибо.

Ответ:

Благодарю за вопрос! Относительно не много исходя из желаемого, это Оренбургская Духовная семинария, Православная гимназия им. св. прп. Сергия Радонежского при Свято-Троицкой Обители Милосердия, п. Саракташ, Православная гимназия им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, г. Оренбург, Православная гимназия им. св. Царственных Страстотерпцев, г. Орск, Православная школа г. Бузулук, Оренбургское Епархиальное Духовное училище, Оренбургское духовное епархиальное девичье училище. До революции их было значительно больше, да и вопрос не в количестве, в те времена построение самого образования было иначе, религия и государство были не разделимы соответственно и образование и православная церковь.


И.С. Степанов

Кто принимается в Семинарию, сколько человек сейчас здесь обучается, обеспечены ли будущие выпускники рабочими местами - простите великодушно, насчет мест по отношению к лицам духовного звания звучит как-то не очень, но хочется знать, будут ли ваши выпускники востребованы, и вообще, какими они будут - эти выпускники?

Кто курирует образовательную и научно-исследовательскую работу Оренбургской Духовной Семинарии?

Ответ:

Благодарю за вопрос! В Семинарию принимаются лица православного исповедания мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком. На данный момент на 3 курсах семинарии обучаются 44 студента. В нашей епархии 240 приходов, из них вакантными остаются около 70. Таким образом, если Оренбургская духовная семинария будет каждый год выпускать по 10 священников, то ближайшие 10 лет выпускники ОренДС будут точно востребованы.

Помимо госорганов которые курируют образовательную деятельность любого высшего учебного заведения, духовное образование курирует специально созданный орган т.н. Учебный комитет Русской Православной Церкви. Учебный комитет учрежден в 1867 г., воссоздан в 1945 г. В соответствии с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церковью является отделом при Священном Синоде, призванным осуществлять общее руководство и координировать деятельность духовных школ, оказывать им методическую помощь, а также вместе с правящими архиереями исполнять административные функции (участие в назначении руководства духовных школ, контроль за учебным процессом, распределение выпускников и т.д.).

При комитете постоянно действует группа по разработке новой концепции образования. В течение последних 10 лет комитет проводит ректорские совещания, семинары преподавателей духовных школ по отдельным дисциплинам, осуществляет сотрудничество со светскими учреждениями и организациями (подробнее смотрите на сайте http://www.uchkom.info/).


Наталия Петровна

Каких представителей современной богословской школы Вы порекомендовали бы студентам и школьникам для чтения?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Богословие это очень серьезная тема, прежде всего я бы рекомендовал начать с малого с азов познания Бога, хорошими помощниками тут будут "Евангелие", "Закон Божий", "Авва Дорофей. Душеполезные поучения", "Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные", "Н. Е. Пестов. Основы Православной веры", а после можно и переходить и на А.И. Осипова, протодиакон Андрея Кураева и т.п.


Нагорная Ольга Валентиновна, старший преподаватель кафедры культурологии

Здравствуйте, уважаемый отец Вадим!

Почему союз только Церкви и Школы? А где другие мировые религии? Не лучше ли рассматривать мировые религии во взаимовлиянии и взаимодействии; найти общие основы мировых религий. Спасибо.

Ответ:

Благодарю за вопрос! Союз Церкви и Школы, потому что православная церковь занимает лидирующее место в России среди других конфессий, потому что как вы и сказали "где другие мировые религии?", у всех есть одинаковые возможности, но не у всех есть реальные действия. Взаимодействие есть между нами и другими религиозными течениями, и есть общие ценности и основы, но есть различия в истинности и цели человеческого бытия, соответственно и в средствах достижения.


Елена Владимировна, социальный педагог

Здравствуйте, уважаемый отец Вадим. Начну с того, что всем людям нужно во что-то верить. В царской России верили в Бога, в советской - в партийную идею, а сейчас мы не верим ни во что. По моему мнению, в этом кроется причина злобы, безнравственности и многих других негативных качеств людей. Как Вы думаете, возможно вернуть веру? Каким образом? Спасибо.

Ответ:

Благодарю за вопрос! Вера не мертва - она жива, поэтому и до сих пор жив Мир, но у многих она слаба или извращена. И ее надо укреплять и корректировать. Необходимо:

1) стараться все делать, так как говорить Церковь;

2) самообразование и самовоспитание, т.е. трудоемкая работа над собой и своим миром, и здесь священство выступает в роли проводника на этом нелегком пути.


Марина Анатольевна Болдырева

Здравствуйте, уважаемый отец Вадим! Сегодня мы говорим о развитии жизнеспособной личности. Как можно в условиях современной школы формировать духовные ценности, которые потеряли свое значение в сравнении с прошлым?

Ответ:

Благодарю за вопрос! Настоящие ценности вечны, они не могут обесцениться, ибо они не созданы человеком.

Формирование духовных ценностей в школе возможно - с помощью не простого научения, а с помощью процесса приобщения к ним (ценностям), необходимо создать такие условия, в которых данные ценности для учащихся выступали бы самоценностью.


Никитина Ольга Ивановна

Уважаемый отец Вадим! Как Вы считаете, не обострит ли отношения между представителями различных конфессий преувеличенное внимание к основам православной культуры? Спасибо!

Ответ:

Благодарю за вопрос! Я думаю, нет, в данном вопросе возможности у всех одинаковы, что закреплено законодательно, потому обвинять православие нет ни одной объективной причины.


Введите имя или фамилию *

Введите вопрос

* - данное поле обязательно для заполнения

Уважаемые господа!
Для Вашего удобства мы предотвращаем публикацию высказываний не по теме или оскорбительного характера. Ваш вопрос будет опубликован в течение некоторого времени. Просим отнестись с пониманием.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Вопросы принимаются до онлайн-интервью и непосредственно в день его проведения.

Интервью продолжается в течение часа, когда гость Портала в редакции отвечает на вопросы читателей. Ответы публикуются в режиме реального времени.



Скоро



Прошедшие online-интервью
Фото гостя БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – ЭТО ВАШ ВЫБОР



Фото гостя ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



Фото гостя ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА СЕГОДНЯ: С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТИ



Фото гостя "СПАСАЮЩИЙ СПАСЕТСЯ..."



Фото гостя "ПЕРВЫЙ, КТО СРАВНИЛ ЖЕНЩИНУ С ЦВЕТКОМ, БЫЛ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, ВТОРОЙ – ОЛУХОМ..."



Фото гостя ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ



Фото гостя "О НАШЕЙ РОССИИ НАДО ПИСАТЬ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ, В ЕВАНГЕЛИИ"



Фото гостя В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? - ПЛАВАТЬ НАДО...



Фото гостя ОРЕНБУРЖЬЕ: ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОВОДНИК ТОЛЕРАНТНОСТИ



Фото гостя "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. СЛОВО БЫЛО ОТ БОГА. А ЧТО ОНИ С НИМ ДЕЛАЮТ!.."



Фото гостя "СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"



Фото гостя "ПОКА СВЕЧА РОССИИ НЕ ПОГАСЛА"



Фото гостя ВИЧ – КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО МЕНЯ?



Фото гостя КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Фото гостя МИР И СЛОВО



Фото гостя СЕМЬЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫВАЯ МИР, ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Фото гостя "ДОКТОР, Я БУДУ ЖИТЬ? - А СМЫСЛ?"



Фото гостя «НО ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»?



Фото гостя О РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ПО-РУССКИ






Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page