Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Литература. Литературоведение. Научные труды: Монографии

(по автору)

АБ   ВГД   Е   Ж   З   ИКЛ   М   Н   О   П   РС   Т   У   Ф   Х   Ц   ЧШ   Щ   Ы   Э   Ю   Я




ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭСТЕТИКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ

Монография

Бахтин М.М.

Книга объединяет работы М.М. Бахтина разных лет. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего - теории романа, изучения литературного слова; отдельные работы посвящены слову в романе, художественному времени и пространству в романе, сопоставлению эпоса и романа.

Исследование ведется на широчайшем материале всемирной литературы.

Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М. : "Худож. лит.", 1975. - 504 с.

Ключевые слова: Бахтин, литература, эстетика, роман, текст, эпос, искусство, творчество, слово, поэтика.


МЕЖ ДВУХ МИРОВ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕХОВСКОГО РЕАЛИЗМА

Монография

Гвоздей В.Н.

В книге рассматриваются закономерности творческого метода А.П.Чехова, преломившиеся в тропах, прежде всего, в сравнениях.

Главным объектом внимания стали сравнительные обороты особого типа, создающие довольно сложные художественные эффекты. Проведенное исследование позволяет автору сделать выводы, касающиеся реализма Чехова-прозаика и специфики созданной писателем картины мира, существенно дополнить привычные интерпретации многих его произведений.

Для преподавателей литературы, студентов, учащихся школ, для широкого круга читателей, интересующихся творчеством А.П.Чехова и проблемами художественности.

Гвоздей В.Н. Меж двух миров: Некоторые аспекты чеховского реализма. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. – 128 с.

Г 25

БКК 83.3 (2-рус) 6

ISBN 5-88200-441-1

Ключевые слова: Гвоздей, Чехов, реализм, художественный образ.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

Монография

Гречаник И.В.

Монография посвящена русской лирике начала XX века - периоду, вызывающему наиболее острый интерес исследователей. Творчество поэтов Серебряного века рассматривается сквозь призму художественной концепции бытия, с позиций тысячелетней русской православной духовной культуры.

Православный подход к наследию художников слова позволяет выявить глубинную суть их творчества, избежать многих академических и идеологических штампов.

Книга адресована специалистам-филологам, преподавателям, студентам и всем любителям отечественной литературы.

Гречаник, И.В. Художественная концепция бытия в русской лирике начала XX века : монография / И.В. Гречаник. - М. : Флинта : Наука, 2004. - 175 с. - ISBN 5-89349-754-6, ISBN 5-02-033568-1.

Ключевые слова: Гречаник, бытие, русская лирика, серебряный век, поэзия, культура, литература.


СКРЫВШИЕ СВОЕ ИМЯ. (ИЗ ИСТОРИИ АНОНИМОВ И ПСЕВДОНИМОВ)

Монография

Дмитриев В.Г.

В настоящей книге рассказывается о происхождении псевдонимов, раскрывается их смысловое значение, способы их образования, приведены наиболее яркие примеры из русской и зарубежной литературы, а также из литературы народов СССР.

Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. (Из истории анонимов и псевдонимов) / В.Г. Дмитриев. – М. : Наука, 1977. – 300 с.

Файл представлен в формате pdf.

Ключевые слова: Дмитриев, литературоведение, анонимы, псевдонимы.


О ТВОРЯЩЕЙ ПРИРОДЕ СЛОВА. ОНТОЛОГИЧНОСТЬ СЛОВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ОСНОВА "РЕАЛИЗМА В ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ"

Касаткина Т. А.

Книга исследователя творчества Ф.М. Достоевского Т.А. Касаткиной посвящена проблеме творческого метода гениального романиста и "национального философа России", который он сам определял словами: "я лишь реалист в высшем смысле".

Т.А. Касаткина - доктор филологических наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, член Международного общества Ф.М. Достоевского (International Dostoevsky Society), член правления Российского общества Ф.М. Достоевского.

"Реализм в высшем смысле" осмысливается через категорию художественности, в свою очередь, определяемую природой слова в художественном произведении. Последовательное внимание к онтологии слова становится главным принципом исследования. В свете этого принципа изменяются представления о центральных литературоведческих категориях стиля и жанра.

Касаткина, Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле". - М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004. - ISBN 5-9208-0173-5. - ISBN 978-5-9208-0173-9.

Ключевые слова: Касаткина, философия, Достоевский, онтология, слово, реализм, стиль, жанр.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОМАНА. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Монография

Кожинов В.В.

Исследование В. Кожинова посвящено проблеме зарождения романа в западноевропейской и русской литературе. Обосновывая свою концепцию возникновения романа, В. Кожинов опирается на труды русских советских и зарубежных ученых.

Внимательно прослеживая глубокие социально-исторические сдвиги эпохи Возрождения в различных странах, сопоставляя эти изменения в жизни общества с эстетическими возможностями старых литературных жанров, В. Кожинов раскрывает закономерность возникновения новой формы художественного освоения мира.

Автор ярко и убедительно показывает, что роман оказался наиболее емкой, универсальной литературной формой для художественного исследования человека, рассматриваемого в его новом отношении к обществу.

Книга В. Кожинова читается с большим интересом и сочетает глубину теоретических обобщений, подлинный историзм с яркостью и простотой изложения мысли.

Кожинов, В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк / В.В. Кожинов. - М. : Советский писатель, 1963. - 440 с.

Еще адреса:

http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1293

http://narratology.at.ua/_ld/0/26_KozhynovProiskh.pdf

Ключевые слова: Кожинов, роман, Возрождение, Ренессанс, сказка, новелла, литература, Сервантес, Аввакум, Ларошфуко, проза, искусство, Прево.


ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕНЗУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ XIX СТОЛЕТИЯ

Монография

Лемке М.К.

Автор - Лемке Михаил Константинович, историк русской журналистики, цензуры и революционного движения.

Книга посвящена исследованию литературной цензуры и журналистики в России XIX века.

В ней подробно освещены два важнейших этапа в истории русской цензуры: "эпоха цензурного террора", явившаяся, по словам автора, едва ли не самым мрачным и тяжелым периодом во всей истории русской журналистики, и "эпоха обличительного жанра" - период расцвета русской сатирической литературы.

В книге также описывается работа Комитета по делам книгопечатания, существовавшего в России в 1859-1860 гг., и рассматривается деятельность Ф.В.Булгарина - "доносчика-добровольца", сыгравшего немаловажную роль в истории русской литературы XIX века.

Книга рекомендуется как специалистам - литературоведам, критикам, журналистам, историкам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей литературы и печати.

Лемке, М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия / М.К. Лемке. - СПб.: Типография СПб. т-ва печати и издательского дела "Труд", 1904. - 428 с.

Ключевые слова: Лемке, цензура, дореволюционная Россия, журналистика, литературоведение, памфлеты, карикатуры, газеты, журналы.


ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лихачев Д.С.

Художественная специфика древнерусской литературы все более привлекает к себе внимание литературоведов-медиевистов. Это и понятно: без полного выявления всех художественных особенностей русской литературы XI-XVII вв. невозможны построение истории русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы первых семи веков ее существования.

Д.С. Лихачев впервые рассмотрел древнерусскую книжность как особую литературу, раскрыл эстетическую ценность памятников словесного искусства средневековой Руси. Он не просто выделил художественные особенности отдельных произведений или жанров, но представил поэтику как целостную систему.

Основываясь на огромном "реальном комментарии", ученый развенчал мифы об отъединенности и замкнутости древнерусской литературы, ее изолированности. Он отметил "чрезвычайно высокий европеизм" литературы Древней Руси; ее молодость и способность к развитию.

Анализируя литературные приемы памятников, Д.С. Лихачев первым применил понятие "орнаментальности"; большое внимание уделил размышлениям над функцией слова в поэтической (художественной) речи, назвав литературу "искусством преодоления слова".

Традиционные формулы рассмотрены им не просто как элемент стилистики, но как "маленькие художественные произведения", выбор которых определяется, главным образом, жанровой принадлежностью памятника.

"Понять и оценить значение литературы наших дней мы можем только в масштабах всего тысячелетнего развития русской литературы. Ни один из вопросов, поднятых в этой книге, не может считаться решенным окончательно. Задача данной книги - наметить пути изучения, а не закрыть их для движения ученой мысли".

Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М. : Наука, 1979. - 376с.

Еще адреса:

http://www.lihachev.ru/nauka/literatura/biblio/1917/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/01.php

http://library-institute.ru/books/lihachev-poetika-drevnerus-lit.pdf

Ключевые слова: Лихачев, поэтика, древнерусская, литература, орнаментальность, Русь.


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ (ТТ. 1-11)

Ломоносов М.В.

Труды по физике, химии, астрономии, приборостроению. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1741-1763 г.г. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. Труды по филологии 1739-1758 гг. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. Служебные документы 1742-1765 гг.

Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений : в 11 т. / М.В. Ломоносов - М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1950-1959. Т. 1-10; Л. "Наука", 1983. Т. 11.

Есть возможность читать онлайн или скачать (.djvu)

Ключевые слова: Ломоносов, физика, химия, астрономия, приборостроение, минералогия, металлургия, горное дело, русская история, география, филология, поэзия.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ГЕНЕЗИС ДИАЛОГА С ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Луков В.А.

В работе доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, академика МАН (IAS) и МАНПО Вл. А. Лукова русская литература рассматривается в аспекте ее включения в европейский диалог культур. Автор приходит к выводу, что современное состояние русской литературы, отмеченное значительным обновлением, увлечением формальными экспериментами, бурным развитием жанров массовой культуры (детектива, женского романа и т. д.), очевидно, через определенное время изменится, и в ней снова отчетливо проступят (но уже в обновленных формах) ее фундаментальные черты, сложившиеся за тысячелетнее существование.

Луков, В.А. Русская литература: генезис диалога с европейской культурой : научная монография / Отв. ред. Вал. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 100 с.

Ключевые слова: Луков, русская литература, европейская культура, Пушкин, Тургенев, Достоевский, Шекспир, Гюго, Чехов, литературный симбиоз, литературный тезаурус.


ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ИЛИ НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ЗНАКОМЫХ ГЕРОЕВ

Монография

Сарнов Б.

Книга "Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев" продолжает серию литературных расследований Бенедикта Сарнова, в которых автору помогают Шерлок Холмс и доктор Уотсон. Насыщенная примерами из школьной программы, она в живой и доступной форме раскрывает секреты писательского ремесла, рассказывает о взаимоотношениях прототипа и персонажа, разъясняет, чем фабула отличается от сюжета, словом, отвечает на множество вопросов, которые обычно возникают у молодого читателя.

Книга предназначена, прежде всего, школьникам, но будет также полезна учителям, желающим сделать свои уроки интереснее и разнообразнее.

Формат: txt (774 Кб).

Сарнов Б. М. Занимательное литературоведение, или Новые похождение знакомых героев - М.: Текст, 2003. - 398 с.

ISВN 5-7516-0058-4

Ключевые слова: Сарнов, литературоведение, фабула, литературный сюжет.


ТЕОРИЯ МОТИВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ: ОЧЕРК ИСТОРИОГРАФИИ

Силантьев И.В.

Книга посвящена вопросам становления и развития теоретических представлений о повествовательном мотиве в отечественной филологической науке - от основополагающих трудов А.Н. Веселовского до работ современных литературоведов и фольклористов.

Для специалистов в области исторической поэтики, преподавателей и студентов вузов.

Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Научное издание. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. - 104 с. - ISBN 5-88119-118-8.

Ключевые слова: Силантьев, фольклор, культура, семантика, дихотомическая теория, эстетика, морфология.


ВРЕМЯ И ЭТОС МИФА. ДИАЛЕКТИКА МИФОТВОРЧЕСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX–XX ВЕКОВ

Монография

Смазнова О. Ф.

Обращаясь к прояснению методологических принципов исследования мифа, автор стремится изучать мифическое в его универсальности. В монографии доказывается, что мифическое имеет темпорально-этическую природу, и обосновывается различие форм мифического (нативный миф и мифоид), которое позволяет изучать динамику мифотворчества в современной культуре. Реконструируя универсум мифического, грани которого обнаруживаются в способе политического целеполагания, правовом сознании, образовательной практике, темах художественного и литературного творчества и повседневных ценностных установках коллектива, автор исследует стадии мифогенеза в русской культуре XIX-XX веков.

Монография предназначена для специалистов в области социальной философии, этики, теории и истории культуры, преподавателей и студентов.

Смазнова О. Ф. Время и этос мифа. Диалектика мифотворчества в русской культуре XIX-XX веков; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - 324 с.

С 50

УДК 101.8

ББК 87.3

ISBN 978-5-98769-033-8

Ключевые слова: Смазнова, мифотворчество, культура, мифоид, толстовство, алеаторика.


ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА АРАБСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (VI-XII ВВ.)

Шидфар Б.Я.

Научный труд Бетси Яковлевны Шидфар "Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.)", впервые изданная в 1974 г., является первой советской обобщающей теоретической работой в области арабского литературоведения. Она давно уже стала библиографической редкостью, не потеряв, однако, научного значения.

Книга Б.Я. Шидфар занимает особое место, соединяя зарубежную и классическую российскую традицию изучения арабской словесности с советским послевоенным востоковедением. Эта работа не только ввела в отечественный научный оборот результаты, достигнутые к тому времени мировой арабистической наукой, но и стала отправной точкой для дальнейших отечественных разработок в области арабской филологии и литературоведения.

Большая часть фундаментальных выводов автора, базирующихся на глубокой проработке огромного количества памятников средневековой арабской литературы, прекрасном знании европейской научной традиции и глубоком проникновении в логику, смысл и дух классической арабо-мусульманской культуры, не только не устарела, но и приобретает новое звучание в нынешнюю эпоху, когда потребность в понимании культуры и ценностных ориентаций арабского и исламского мира стремительно возрастает.

Прекрасный русский язык автора, сочетающий научную точность с легкостью восприятия и простотой изложения, позволяет рекомендовать эту работу не только в качестве пособия для начинающих арабистов, но и широкому образованному читателю, интересующемуся историей и культурой Ближнего Востока, арабов и ислама.

Шидфар, Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.) [Электронный ресурс] / Б.Я. Шидфар. - М. : Издательский дом Марджани, 2011. - Режим доступа : http://orientalstudies.ru/rus/images/pdf/b_shidfar_2011.pdf.

Ключевые слова: Шидфар, арабистика, арабская классическая литература, Ближний Восток, поэзия, Коран.


[ вверх ]

    11.11.2011

Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page