Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Педагогика. Научные труды: Статьи

(по автору)

АБВГДЕ   ЖЗИКЛМНОПРСТ   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   ЮЯ




ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья

Абдуллина Г.Ф.

Автор - учитель английского и немецкого языка МОУ "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка", г. Оренбург.

В статье автор рассматривает сочетание метода проектов и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании английского языка, что позволяет поддержать интерес к учению через раскрытие творческого потенциала ребенка, повысить мотивацию, самостоятельность и инициативу. Использование ИКТ в поиске, интерпретации полученных данных и оформлении конечного результата обогащает словарный запас за счет привлечения дополнительных источников информации, повышает значимость иностранного языка.

Ключевые слова: Абдуллина, коммуникация, информатизация, технические средства обучения, мотивация, информационно-коммуникационные технологии.


ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ "УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ" N15.2012

Ассоциация "Оренбургский университетский (учебный) округ"

Актуальные проблемы образования. Университетский округ и социализация личности. Педагогическая теория – практика. Проекты ассоциации.

Ключевые слова: воспитательная работа, педагогика, личностное развитие, социализация личности.


ШТРИХИ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

Статья

Ахаян Т.К.

Интеграция науки и практики является характерной особенностью развития образования в Оренбуржье. Научные исследования, проведенные в вузах и школах Оренбуржья дают основания полагать, что здесь выстраивается новая идеология воспитания личности, которая может быть названа ценностной или аксиологической. Она раскрывает значимость отношения личности к миру людей, идей, вещей.

Ключевые слова: Ахаян, воспитание, педагогика, школа, Оренбуржье, образование.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Статья

Белоновская И.Д.

В статье анализируется психолого-педагогическая проблематика интеграции учреждений среднего и высшего профессионального образования в университетском комплексе. Рассматривается динамика профессионального самоопределения студенчества как один важнейших показателей качества профессионального образования. Приводятся исследования интеграционных процессов в образовательном пространстве Оренбургской области.

Ключевые слова: Белоновская, психология, педагогика, университет, студенчество.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Статья

Белоновская И.Д.

В работе ставится задача проектирования методического обеспечения образовательного процесса как фактора содействия профессиональному содействию студентов, как элемента его педагогического сопровождения. В этом аспекте рассматривается проблематика обучения в структурных подразделениях вузов - университетских колледжах, а также даются рекомендации по проектированию методических указаний и пособий для студентов технического профиля.

Ключевые слова: Белоновская, образовательный процесс, университетский колледж.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: ПРЕДПОСЫЛКИ, ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Статья

Белоновская И.Д.

В работе концептуально представлены педагогические исследования формирования инженерной компетентности специалиста в условиях регионального университетского комплекса. Применен интегративный подход. Определена интегративная структура инженерной компетентности специалиста, включающая стержневую компоненту (интеллектуально-личностную предпосылочную базу) и определяющую профессиональную компоненту. Разработана модель формирования инженерной компетентности специалиста, учитывающая интегрированный ресурс региона и университетского комплекса.

Ключевые слова: Белоновская, инженерная компетентность, специалист.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Статья

Беляева Е.Н., Иванова Е.В.

В публикации представлено обобщение и систематизация практического опыта педагогов гимназии по работе с медиасредствами в образовательном процессе. Особое внимание уделено одному из них - веб-сайту.

Авторы, учителя гимназии N1 г. Оренбурга, делятся своим взглядом на данное средство образования, опытом работы по созданию веб-страниц учащимися.

Ключевые слова: Беляева, Иванова, образование, обучение, медиасредство, веб-сайт, информатизация.


ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ

Статья

Витвицкая Л.А.

В статье рассматриваются профессиональные позиции преподавателя современного вуза, реализация которых влияет на процесс развития образовательного взаимодействия и его субъектов.

Pdf-файл (144 kb).

Ключевые слова: Витвицкая, фасилитация, преподаватель-фасилитатор, преподаватель-консультант, преподаватель-тьютор, преподаватель-модератор, преподаватель-тренер.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

Статья

Герасименко С.А.

В статье представлены научно-педагогические основы дополнительного образования школьников в области информатики в условиях современного общества. Рассмотрены возникающие при этом проблемы, и предложены теоретические и практические пути их решения.

Ключевые слова: Герасименко, информатика, школа, обучение, образование.


ЭЛЕКТРОННАЯ ХРЕСТОМАТИЯ В ИНТЕРНЕТЕ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ

Статья

Господарик Ю.П.

Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-коммуникативных технологий в процессе школьного обучения приобретает в последние годы все большее значение. При этом вряд ли можно признать, что эта проблема в основном решена или хотя бы близка к решению.

Исследования, проводимые Институтом содержания и методов обучения РАО, показывают, что наибольшее распространение в учебном процессе получили компьютерные программы на компакт-дисках.

Еще одним аспектом данной проблемы выступает изменение дидактической функции учебника как основного носителя учебной информации. Большинство современных учебников написаны в соответствии с идеологией XX в., когда учебник рассматривался как практически единственный (главный) источник информации для учащихся. В эпоху Интернета нет недостатка информации, есть недостаток умения работать с ней. Под влиянием смены образовательной парадигмы (переход к личностно ориентированному характеру обучения) меняется целевое назначение учебника. Он становится не столько носителем информации, сколько инструментом организации учебной деятельности с акцентом на самостоятельную (под руководством учителя) работу учащихся на репродуктивном, частично поисковом и творческом уровнях.

Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005, № 2. - С.19-28.

Ключевые слова: Господарик, хрестоматия, Интернет, личностно ориентированный характер обучения, средства обучения.


ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВЛАСТЬ

Статья

Демченко Л.М., Михайлов Ф.Т.

В статье рассматриваются проблемы кризиса образования в нашей стране, его социальные, политические, экономические и социокультурные основания, а так же обосновывается необходимость вернуть все высшее образование к статусу государственно-гражданских институтов. В качестве одной из главных причин кризиса в образовании выступает бюрократизация всех околообразовательных властных структур в государстве негражданского общества. Выход из кризиса образовательного процесса требует усиления роли гражданского сообщества ученых и педагогов, и ограничения чиновничьего произвола в образовании, а именно "бюрократических" инноваций в образовании, отказа от всеобщей регламентации образовательного процесса чиновниками.

Ключевые слова: Демченко, Михайлов, философия, образование, гражданское сообщество, бюрократизация.


СИСТЕМНО-КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Статья

Ерунов В.П.

В статье приводится описание системного инструментария оперативного анализа эффективности функционирования учебного процесса в вузе. Основой этого инструментария являются мультипликативные критерии эффективности, определяемые через относительные частные критерии эффективности. Приведена блок-схема алгоритма системного анализа учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: Ерунов, учебный процес, вуз, критерии эффективности.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В КУРСЕ "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Статья

Захарова-Соловьева А.В.

Автор отмечает важную роль в формировании у студентов целостной картины мира.

Визуализация образов, связанных с математическим описанием явлений и законов физики, с использованием методов моделирования и воспроизведения в режиме анимации экспериментов, в которых проявляются эти явления, является незаменимым элементом познавания физических особенностей природы в преподавании курса КСЕ.

Современные информационные технологии существенно повышают качество самой визуальной информации - она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными

возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа.

Захарова-Соловьева, А.В. Реализация принципа наглядности в курсе «Концепции современного естествознания» [Электронный ресурс] / А.В. Захарова-Соловьева. – Оренбург, 2010. – 9 с. – Режим доступа : http://www.orenport.ru/images/img/368/zaharova_uchebni.pdf

Ключевые слова: Захарова-Соловьева, концепция современного естествознания, наглядность.


МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ОТБОРА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья

Иванова В.М.

В статье рассматривается модель развития личности студентов с точки зрения аксиологического подхода, как своеобразный механизм, который указывает на возможный способ использования этих идей в учебной деятельности и приводит к самоактуализации. В работе раскрыты вопросы организационно-системного аспекта отбора видов деятельности для процесса самоактуализации студентов в учебной деятельности.

Ключевые слова: Иванова, студент, аксиологический подход, учебная деятельность.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ФИЗИКИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Статья

Ивенина Т.В.

Цель нашей школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории своей страны, к ее традициям. В современных, сложных экономических условиях путь к достижению этой цели нелегок для школы, особенно при негативном воздействии на подростков средств массовой информации, телевидения с его рекламами и фильмами, пропагандирующими богатую жизнь, роскошь, насилие и порнографию.

В своей статье автор выделяет некоторые, на ее взгляд наиболее эффективные средства воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

Ключевые слова: Ивенина, патриотизм, гуманность, традиции.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ УДИВЛЕНИЯ

Статья

Каргапольцев С.М.

В статье рассматриваются некоторые аспекты педагогической значимости чувства удивления, которое вследствие проникающего присутствия в человеческой жизни не только предполагает продуманный характер педагогического опосредования процесса своего развития, но и выступает важнейшим условием обустройства образовательного процесса сообразно природе и возможностям ребенка.

Ключевые слова: Каргапольцев, педагогика, образовательный процесс, ребенок.


ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

Статья

Каргапольцев С.М.

Человек и личность являются двумя вполне различимыми сторонами проявления человеческого существа во взаимосвязанных, но не тождественных плоскостях нравственности и гуманности. С эстетической точки зрения эти феномены представляют собой выразительное единство "внутреннего" (невидимого) и "внешнего" (видимого, наглядного). Человек осуществляется в единстве следующих сторон "душа" - "тело-лицо", личность пребывает в единстве "дух"-"лик".

Ключевые слова: Каргапольцев, личность, эстетические феномены, нравственность, гуманность.


ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГА

Статья

Каргапольцева Н.А.

В статье рассматривается валеологическая составляющая подготовки Монтессори-педагога, имеющая определяющее значение в его профессиональном развитии вследствие гуманистической направленности Монтессори-образовательной концепции.

Ключевые слова: Каргапольцева, валеология, Монтессори, педагогика, гуманизм.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГА

Статья

Каргапольцева Н.А.

Гуманистические идеи, уникальная технологичность образовательного процесса, результативность в индивидуальном воспитании и социализации личности обусловливают высокий авторитет педагогической системы Марии Монтессори. В статье раскрываются некоторые аспекты подготовки и профессиональной деятельности Монтессори-педагога.А.Н. Ксенофонтова.

Ключевые слова: Каргапольцева, Монтессори, педагогика, профессиональная деятельность.


СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Статья

Каргапольцева Н.А.

В статье рассматриваются процессы социализации и воспитания во взаимообусловленном единстве. Раскрываются механизмы и определяются критерии успешной социализации студентов вуза. Проанализирован опыт работы зарубежной и российской высшей школы в данном направлении. Предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: Каргапольцева, социализация, воспитание, студенчество, вуз, школа.


ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья

Каширская О.А.

Проблема воспитания толерантности в современном обществе заявлена как актуальная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". В статье описаны приемы использования обучающих памяток для создания речевого партнерства на уроках формирования лексических и грамматических навыков, при работе над текстом, при обучении диалогической речи. В качестве примера рассматривается конкретная речевая ситуация, создаваемая на уроке с помощью метода "ролевая игра".

Ключевые слова: Каширская, воспитание, толерантность, иностранный язык, урок.


НРАВСТВЕННЫЙ КЛИМАТ В СТРАНАХ, В КОТОРЫХ МЫ ЖИВЕМ

Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

"Неслучайно тема наших нынешних Чтений звучит как "Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства". Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса - не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии - воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодежной среде.

Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.

Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь - важнейшая цель наших совместных молитв и трудов".

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Нравственный климат в странах, в которых мы живем // XX Международные Рождественские образовательные чтения : доклад. - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/1973781.html

Еще адреса:

http://orthodoxkuban.com.ru/main/1158345555-doklad-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-xx-mezhdunarodnyx-rozhdestvenskix-obrazovatelnyx-chteniyax.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

http://www.eparhia.ru/news/?ID=65505

http://www.eparhia-tmb.ru/2012/01/24/doklad-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-xx-mezhdunarodnyx-rozhdestvenskix-obrazovatelnyx-chteniyax/

Смотреть видео

Ключевые слова: Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, доклад, Рождественские чтения, образование, государство, обучение.


АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья

Кирьякова А.В.

Категория "ценность" является базисной в аксиологии, поскольку определяет сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, систему личностного восприятия и освоения культуры. Аксиологическая функция образования заключается в обеспечении становления богатств внутреннего мира личности, в формировании вектор-развития и саморазвития личности. Данная статья о педагогических закономерностях освоения ценностей культуры.

Ключевые слова: Кирьякова, аксиология, образование, личность, культурные ценности.


МЕХАНИЗМЫ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Статья

Кирьякова А.В.

В статье раскрываются вопросы личностного обеспечения развития ценностного отношения человека к миру, обосновываются ценностные механизмы формирования его ценностных ориентаций, рассматривается аксиологический аспект педагогической деятельности учителя.

Ключевые слова: Кирьякова, личность, ценностная ориентация, учитель.


РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья

Кирьякова А.В.

Автор статьи отмечает, что опираясь на базисную линию развития возвышения потребностей к ценностям, можно воздействовать на развитие потенциала в целом.

Ключевые слова: Кирьякова, аксиология, ценности, потребности.


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ЦЕННОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья

Кирьякова А.В.

В статье раскрываются теоретические основы развития познавательной самостоятельности студентов с позиции аксиологического подхода к обучению иностранному языку, описаны практические возможности применения одного из педагогических условий становления активной позиции студента - коммуникативно-ценностной технологии.

Ключевые слова: Кирьякова, познавательная самостоятельность, студент, коммуникативно-ценностная технология.


РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ НАУКИ"

Статья

Кобзева Н.И.

Автор отмечает, что современная ситуация становления системы высшего профессионального образования требует более тщательного осмысления основных возможностей истории науки в развитии аксиологического потенциала личности студента, и требует дополнительного исследования данной проблемы в теории и практике образования. Основной целью управления научно-техническим прогрессом должно быть создание благоприятных условий для реализации человечеством всех его духовных и физических возможностей.

Кобзева, Н.И. Развитие аксиологического потенциала личности студента в контексте дисциплины "История науки" [Электронный ресурс] / Н.И. Кобзева. - Оренбург, 2011. - Режим доступа: http://www.orenport.ru/images/img/1260/kobozeva.pdf.

Ключевые слова: Кобзева, аксиологический потенциал, история науки, образование, человек.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья

Козлова Г.И.

Как известно, развития научно-познавательной компетентности учащегося можно добиться только при уважении личности школьника, принятии его личностных ценностей, запросов и интересов, создании максимально благоприятных условий для развития его способностей и дарований, для его самоуправления, чему в немалой степени способствует дифференциация, считает автор статьи, учитель русского языка и литературы МОУ "Лицей N6 им. З.Г.Серазетдиновой" (Оренбург) Галина Ивановна Козлова.

Автор останавливается на существующей практике распространенной внутриклассной дифференциации обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще - по обучаемости, то есть по легкости и быстроте усвоения учебного материала. Подчеркивает, что эта мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортна для учащихся, дает им возможность перехода из группы в группу. Поскольку группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется.

На конкретных примерах автор приходит к выводу, что дифференциация обучения дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности не только опираться на приобретенные знания, но и работать над развитием научно-познавательной компетентности учащегося. И это ведет к уменьшению количества "средних", ничем не проявляющих себя в школе учеников.

Ключевые слова: Козлова, дифференциация, учащиеся, обучение, научно-познавательная деятельность.


ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: ГОТОВА ЛИ РОССИЯ ИНВЕСТИРОВАТЬ В СВОЕ БУДУЩЕЕ?

Доклад

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по интеллектуальному потенциалу нации под руководством Я.И. Кузьминова

Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, – экономики постиндустриального, информационного общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно – важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Принцип "образование длиною в жизнь" делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени – тем важнее становится задача постоянной модернизации самого образования. Мы – наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание.

Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу.

Сегодня две ключевые задачи системы образования – развитие и сплоченность народа и повышение конкурентоспособности страны – решаются недостаточно эффективно.

Общественная палата считает, что основной причиной этого является не только ресурсная необеспеченность образования, но и недостаточная согласованность основных целевых установок всех заинтересованных в образовании сторон. А это обстоятельство, в свою очередь, связано с тем, что сами непосредственные участники образовательного процесса: работники образования, ученики и студенты, их родители – не имеют достаточных возможностей и стимулов для активного ответственного действия.

Доклад подготовлен Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по интеллектуальному потенциалу нации под руководством Я.И. Кузьминова. При подготовке доклада использованы материалы слушаний комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития интеллектуального потенциала нации, данные Минобрнауки России, Рособразования, Росстата, Фонда "Общественное мнение", Аналитического центра Юрия Левады, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, а также результаты исследований Института социологии РАН, Центра социологии образования РАО, Федерального института развития образования Минобрнауки России, Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ, Института развития образования ГУ ВШЭ, Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ.

Доклад одобрен Общественной палатой Российской Федерации на пленарном заседании 21 сентября 2007 года.

Ключевые слова: образование, конкурентоспособность, поликультурное общество.


ОТ ЦИФИРНОЙ ШКОЛЫ – К ЦИФРОВОЙ

Статья

Кувшинов С.

Мир постепенно "оцифровывается". О цифровом обществе говорят главы государств на международных саммитах и апробируют системы выборов через Интернет. Для бизнеса вполне естественными стали виртуальные офисы. Дети не мыслят себя вне "цифры" - смартфонов с интерактивными сервисами, медиа высокого разрешения.

Очевидно, что цифровые технологии уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Как отвечает на эти вызовы современная школа? Готова ли она стать "цифровой"?

Кувшинов С. От цифирной школы - к цифровой. // Вопросы информатизации образования, № 36.

Ключевые слова: Кувшинов, информатизация, образование, школа.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Статья

Кузьмин О.А.

Автор - зав. отделом научно-технического творчества Станции юных техников Дзержинского района г. Оренбурга, педагог дополнительного образования.

Автор статьи дает краткое описание приобщения учащихся к творчеству, профессиональному самоопределению посредством творческих книжек и файлов школьников. Акцент сделан на системе оценок результативности труда воспитанников учреждений дополнительного образования детей.

Ключевые слова: Кузьмин, школьник, обучение, творчество, оценка, воспитание, труд.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ "ПОРТФОЛИО" УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья

Кургузов В.А.

Автор статьи - учитель географии и биологии МОУ "Лицей N1", г. Оренбург.

В статье отмечается необходимость "разработки портфолио", которая вызвана изменением целей и ценностей образования. Автор подчеркивает, что сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в фиксации и оценивании целого спектра индикаторов образованности, а портфель образовательных достижений - это система не только констатирующая, но и стимулирующая развитие определенных (приоритетных) качеств учащихся.

Ключевые слова: Кургузов, портфолио, образование, обучение, знания, школа.


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья

Кутузов В.И.

В статье дается оценка состояния юридического образования в настоящее весьма непростое время, характеризующееся уменьшением его бюджетного финансирования. Достаточно подробно определены проблемы юридического образования. Проанализированы причины создавшегося положения. В качестве основной причины выделено отсутствие сформированного заказа от рынка труда.

В качестве кардинального решения предлагается разработка модели подготовки специалистов с высшим юридическим образованием, в основу которой должны быть положены принципы прямой и обратной связи с учетом взаимодействия двух типов рынков - рынка труда и рынка образовательных услуг. Предлагаемый подход в формировании российского рынка образовательных услуг требует решения ряда специфических задач. Решение этих задач позволит разработать свой комплекс маркетинга по модели подготовки современных специалистов в сфере юриспруденции.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость в рамках устоявшихся специализаций нетрадиционно решать вопрос о наборе изучаемых правовых дисциплин. В этой связи автор - кандидат технических наук, доцент В.И. Кутузов - приводит пример подготовки юристов в Оренбургском государственном университете с учетом плана непрерывной информационно-математической подготовки студентов, разработанного кафедрой "Информационное право".

Ключевые слова: Кутузов, юрист, образование, рынок труда, Оренбургский государственный университет.


ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Статья

Лунина Ю.В.

В современном российском обществе особенно остро стоит проблема социальной поддержки молодежи. Выявление основных направлений формирования и реализации жизненных стратегий молодежи с целью повышения эффективности социальной поддержки приобретает особую значимость в связи с трансформированием общественной жизни, снижением роли традиционных институтов социализации, изменением общественных ценностей молодежи.

Ключевые слова: Лунина, молодежь, жизненные стратегии, социальная поддержка.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Статья

Мараховский С.А.

Автор - заместитель директора по школьным информационным системам, учитель физики МОУ "Европейский лицей (Ассоциированная школа ЮНЕСКО)", п. Пригородный, Оренбургский район.

Данная работа представляет рекомендации педагогам, начинающим работу по использованию электронных образовательных ресурсов в повседневной работе, созданию так называемых презентаций для каждого урока.

Ключевые слова: Мараховский, информатизация, образование, учебный процесс, информационные ресурсы, презентация.


ОРЕНБУРГ В ЗЕРКАЛЕ ДЕМОГРАФИИ

Статья

Марченко Л.А.

Анализируя развитие России на современном этапе, следует признать, что главная угроза национальной безопасности страны лежит в сфере демографии. В настоящее время широко распространено мнение, что низкий уровень рождаемости, старения и высокая смертность населения – это закономерность постиндустриального общества. В таких поспешных выводах присутствует некая историческая обреченность. На самом деле, как показывает время, вопрос стоит лишь в том, насколько остро и своевременно общество и государство осознают всю опасность и негативность последствия демографических проблем и поймут необходимость выделения для их решения достаточных ресурсов.

Ключевые слова: Марченко, демография, уровень рождаемости.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья

Мольков А.А.

Автор - учитель информатики МОУ "Европейский лицей (Ассоциированная школа ЮНЕСКО)".

В данной статье автор отмечает, что в наше время осознанное и целенаправленное применение информационных технологий в образовательном процессе полностью меняет все образовательные форматы и стимулирует достижения нового качества в области обучения, воспитания, развития детей и организации образовательного процесса.

Выделяются положительные моменты применения информационных технологий:

- предоставляют новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала;

- играют серьезную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе;

- изменяют системы контроля знаний учащихся, смещают акценты с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика.

Ключевые слова: Мольков, информационные технологии, обучение, система контроля, образовательный процесс, дидактика.


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Статья

Муратова А.А.

Автор - старший преподаватель, к.п.н., ИПК и ППРО ГОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет".

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе, отражаются требования к ресурсам; педагогические цели, которые они позволяют достигать; преимущества ЭОР нового поколения перед традиционными образовательными ресурсами.

Ключевые слова: Муратова, обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, учитель, мультимедиа.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭОР

Статья

Нечаева О.П.

Автор - учитель информатики, МОУ "СОШ №34", г. Оренбург.

Автор статьи отмечает тот факт, что с каждым годом неуклонно растет выпуск образовательных электронных изданий и ресурсов.

Автор считает целесообразным и нужным вовлечение учеников в совместную работу с учителем по созданию учебных программных продуктов, так как непосредственное участие в данном процессе стимулирует заинтересованность к дальнейшей самостоятельной работе, развивает творческое начало.

Ключевые слова: Нечаева, информатизация, обучение, ученик, учитель, электронные образовательные ресурсы.


МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПУТЬ ВХОЖДЕНИЯ ОГУ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Статья

Осиянова О.М.

Автор говорит о необходимости модернизации лингвистического образования университета, которая обусловлена новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире, влиянием технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой ситуации, необходимостью интеграции России в единое образовательное пространство, включением в Болонский процесс. При этом выделяет, что владение иностранным языком расширяет профессиональную компетентность специалиста, открывает доступ к ресурсам мирового значения, делает специалиста конкурентоспособными не только в национальном, но и в мировом масштабе.

Ключевые слова: Осиянова, лингвистика, образование, университет, язык, Болонский процесс, специалист.


СИСТЕМНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Статья

Осиянова О.М.

В статье обосновывается правомерность и целесообразность использования системно-ориентационного подхода к проектированию технологии обучения культуре речевого общения студентов университета. В качестве значимых ориентиров выделяются цели, принципы, знания, опыт, стимулы.

Осиянова, О.М. Системно-ориентационный подход к проектированию технологии обучения культуре речевого общения студентов университета / О.М. Осиянова // Вестник СамГУ. - 2006. - N10/3(50). - С. 69-76.

Ключевые слова: Осиянова, системно-ориентационный подход, речевое общения, студенты, познавательная деятельность, обучение, язык.


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья

Подшивалова Н.П.

Автор статьи отмечает, что профильное образование должно стать более индивидуализированным, функциональным, а методика обучения в профиле должна быть насыщена приемами, способствующими развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности. Также в выводах автор подчеркивает необходимость обязательного присутствия на профильных и элективных курсах проектной, исследовательской и практической деятельности.

Статья написана на основе опыта педагогической работы, автор - учитель биологии и заместитель директора по УВР Новосергиевской средней общеобразовательной школы N3, п. Новосергиевка Оренбургской области.

Ключевые слова: Подшивалова, творчество, профильное образование, школьник, обучение, методика.


О ПОСЛЕДСТВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ИСЛАМА

Статья

Понкин И.В.

В 2007 году была начата реализация широкомасштабного проекта создания системы мусульманского религиозного образования и мусульманского организационно-кадрового обеспечения в масштабах всей страны.

В материале приведен анализ субъектов реализации проекта, основных характеристик и последствий этого проекта. Некоторые нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие проект или имеющие к нему непосредственное отношение. Суть проекта. Объемы, источники и статьи финансирования проекта. Направления и механизмы реализации проекта. Основные организаторы и исполнители. Последствия реализации проекта.

Автор (Понкин Игорь Всеславович – доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, преподаватель Российской академии государственной службы при Президенте РФ) считает, что Проект является неконституционным, противоречит законодательству Российской Федерации, носит явный коррупциогенный характер.

Понкин И.В.: О содержании, направленности и последствиях реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах.

Еще адреса:

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2727

http://ni-journal.ru/money-box/mental/88f177ba/482e6263/

Ключевые слова: Понкин, мусульманское религиозное образование, проект.


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Статья

Попов Е.Б.

Автор – к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков Оренбургского института Московской государственной юридической академии.

Гуманистическая педагогика является одним из направлений теории и практики образования, проявляется на различных уровнях образовательной действительности. Автор отмечает, что данное направление ассоциируется с такими характеристиками образовательной действительности как ментальность, исторические и культурные события, образовательная политика, управление образовательными институтами и т.д. В статье отмечено, что гуманистическая педагогика является многоаспектным механизмом изменения образовательной действительности, которое призвано содействовать индивидуальному развитию и личностному становлению субъектов образования.

Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности. / Электронный научно-педагогический журнал "Письма в Emissia.Offline"/ http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1128.htm

Ключевые слова: Попов, гуманизм, педагогика, образовательная действительность, образовательные институты, педагогическая альтернатива.


СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья

Ракитянская С.Ю.

Автор - Ракитянская Светлана Юрьевна, зам. директора по УВР, учитель математики МОУ "Средняя общеобразовательная школа N67", г. Оренбург.

В статье представлен анализ мониторинга качества образования, являющийся механизмом контроля и слежения за качеством образования, выявляющий тенденции в развитии системы образования.

Автор отмечает, что компьютерная обработка поступающей в ходе мониторинга информации обеспечивает возможность создания информационных баз данных системы образования, а это, в свою очередь, делает управление школой оперативным. Статья содержит информацию об опыте в этом вопросе МОУ "СОШ N67", где разработана система компьютерного мониторинга УВП. Она состоит из библиотеки книг, созданных в MS Excel - "Мониторинг успеваемости класса", "Выполнение программного материала", "Результаты работы предметников".

Ключевые слова: Ракитянская, школа, мониторинг, управление, компьютер, информатизация, образование, база данных.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДЫШЛО ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Статья

Расторгуев В.Н.

Автор статьи, Валерий Николаевич Расторгуев, - доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова.

Рассуждая о реформах в сфере образования, автор основное внимание сосредотачивает на законопроекте "Об образовании в Российской Федерации". Он отмечает, что проект закона написан языком профессионального бюрократа, который не хочет сболтнуть лишнего, но и не забывает напомнить о правилах игры, его мотивация - услужить заказчику.

Примечательно то, что в лексиконе законопроекта вообще исчезло прилагательное "народное" применительно к системе образования, но при этом много говорится о международных аспектах образования.

Реформы образования в России, по мнению автора, в большей степени направлены на подготовку кадров, способных пополнить европейский трудовой рынок качественным человеческим товаром, натасканным по европейским требованиям, но только до того образовательного уровня, который не позволит новым мигрантам занять слишком высокое социальное положение.

Если цель модернизации России не предполагает борьбу за экономическое лидерство, а будет ограничена той ролью в международном разделении труда, которую она уже заняла (энергетическая сверхдержава-донор), то для европейцев исход русской трудовой силы, не востребованной на родине, будет возможен и желателен. Для этой цели в ближайшее время планируется открыть границы с Россией.

Расторгуев, В.Н. Федеральное дышло об образовании [Электронный ресурс] / В.Н. Расторгуев // Агентство политических новостей. - 9 сентября. - 2011. - Режим доступа : http://www.apn.ru/publications/article24839.htm.

Ключевые слова: Расторгуев, образование, Россия, Европа, двухуровневая система образования, бакалавриат, магистратура, общество, школа, трудовой рынок, специалисты, Законопроект "Об образовании в Российской Федерации".


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья

Семенов В.А., Семенова Н.В.

Авторы - Семенов В.А., учитель информатики МОУ "Средняя общеобразовательная школа N73", г. Оренбурга, Семенова Н.В. учитель французского языка МОУ "Гимназия N2", г. Оренбурга.

В статье рассматриваются вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. Авторы отмечают, что информацию можно донести в случае соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов. Информационные технологии могут помочь в создании такой мотивации.

Ключевые слова: Семенов, Семенова, коммуникация, язык, школьник, личностно-ориентированное обучение.


НОВАЯ ЖИЗНЬ УЧЕБНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Статья

Стрелова О.Ю.

"Иллюстрации относятся к одному из шести основных структурных компонентов учебника. Еще полстолетия назад далеко не каждая учебная книга по истории была снабжена ярким иллюстративным материалом. Сегодня педагоги вполне справедливо настаивают на том, чтобы "картинками" были обеспечены учебники по истории не только в основной, но и в старшей школе.

В советское время о приемах использования наглядности в преподавании истории было написано немало дельных книг и методических статей. Несколько лет назад вышло в свет практическое пособие М.В.Коротковой "Наглядность на уроках истории", представляющее собой широкий обзор педагогического опыта работы с исторической картой, хронологическими комплексами, карикатурами, схемами, таблицами, меловыми рисунками, репродукциями художественных произведений. Можно ли добавить к уже сказанному что-то принципиально новое?.."

Стрелова О.Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций/ www.teacher.syktsu.ru/06/liter/003.htm

Ключевые слова: Стрелова, иллюстрация, урок истории, наглядность, методика, фотоматериалы, репродукции.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Статья

Ткачева Н.Г.

Автор - учитель математики МОУ “Лицей N 6” им. З.Г.Серазетдиновой Оренбурга.

Автор изучает принципы использования интегральной технологии как средства контроля качества образования. В данной статье автор исследует структуру интегральной технологии, обобщает правила организации групп, исследует дозировку домашнего задания и применяет оценочную систему интегральной технологии на уроках математики.

Файл в формате pdf.

Ткачева, Н.Г. Использование интегральной технологии как средства контроля качества усвоения учащимися учебного материала. [Электронный ресурс] / Н.Г. Ткачева. – Оренбург, 2010. – Режим доступа: http://www.orenport.ru/images/img/1260/tkacheva_integral.pdf

Ключевые слова: Ткачева, интегральная технология, учебный процесс, усвоение учебного материала, урок математики.


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ

Статья

Якушева С.Д.

В статье раскрываются вопросы эстетического воспитания молодежи в вузе, актуализации эстетического потенциала учебных дисциплин.

Автор отмечает, что эстетическое воспитание в образовательном пространстве вуза является важным фактором формирования личности, оно помогает раскрыть в современной молодежи творческий потенциал, расширить горизонты в познании мировой культуры, и отражает "факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии".

Якушева, С.Д. Эстетическое воспитание в вузе // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика : коллективная научная монография : в 3 т. / под науч. ред. А.И. Субетто. – СПб.: Смольный институт РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005. – С. 352-370.

Ключевые слова: Якушева, эстетическое воспитание, образование, вуз, педагог, творческий потенциал.


[ вверх ]

    19.09.2012

Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page