Сделать стартовой


На главнуюОбратная связьЧатГостевая книгаАнкета
Поиск

Концепция создания и развития портала


  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ОРЕНБУРЖЬЯ


  2. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция требует глобальных изменений в развитии информатизации всех сфер жизни общества. Во всех развитых странах и в большинстве развивающихся стран осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования. В 2005 году Президентом РФ В.В. Путиным были выделены четыре приоритетных направления развития нашей страны. Одной из принятых программ является национальная программа развития системы образования в условиях информатизации всех сторон жизни мирового сообщества. Основой нового подхода к развитию системы образования является активное использование современных информационных технологий для создания единой образовательной информационной среды (ЕОИС) всей системы образования страны. Региональные образовательные среды являются системообразующими компонентами ЕОИС государства. Выполнение задач, поставленных Президентом и Правительством в области образования, требует более активной работы всех институтов государственной власти Оренбургской области и образовательных учреждений по выполнению федеральной целевой программы "Развитие образования". Логическим продолжением выполнения программы развития единой образовательной среды области является создание информационного портала образовательного сообщества Оренбуржья.
    Создание единой информационно-образовательной среды и основного ее компонента – регионального портала – позволит поднять уровень качества образования, обеспечить обмен лекциями и программно-методическими материалами ведущих специалистов, повысить профессиональный уровень преподавателей вузов, ссузов и учителей школ, создать более благоприятные условия совместного сотрудничества специалистов различных образовательных учреждений; будет способствовать привлечению к творческой деятельности студентов и учащихся. Развитие системы образования определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего образования, не зависимого от времени и места его получения. Технологической основой современного образования являются сетевые компьютерные и дистанционные образовательные технологии.
    Переход к новым формам организации и информационного обеспечения образовательного процесса требует разработки специальной инфраструктуры поддержки и обучающихся, и педагогов. Вариантом такой поддержки в области должен стать региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья. Анализ состояния образования в Оренбуржье показывает, что перспективное развитие регионального образования, определение стратегической сущности и тактической значимости образовательной политики в каждом городе, в каждом районе, в каждом образовательном учреждении связано с созданием организационных и технологических основ формирования и развития ЕОИС.
    Решение названных проблем в масштабах области невозможно без координации усилий всех заинтересованных сторон, прежде всего, Министерства образования Оренбургской области, Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), Оренбургского государственного университета (ОГУ), гимназий, лицеев, школ и других образовательных учреждений города и области.

    Образовательный ПОРТАЛ является сложным человеко-машинным программно-информационным комплексом, предназначенным для аккумуляции готовой, а также для подготовки, размещения и использования распределенной научной, научно-методической, образовательной и другой информации, предназначенной для совершенствования организации образовательного процесса и управления им в разных учреждениях, предоставления информации различным категориям пользователей.

    Цель и задачи создания ПОРТАЛА

    Основная цель создания и развития ПОРТАЛА – информационно-методическая поддержка деятельности образовательного сообщества Оренбургской области. Региональный портал образовательного сообщества должен стать комплексным, открытым инструментом накопления и использования распределенных образовательных ресурсов, эффективным средством формирования имиджа образовательной системы Оренбуржья.
    Региональный образовательный портал является системой, выполняющей миссию обеспечения информационно-методическими материалами преподавателей, учителей и обучающихся разных категорий, интеграции опыта инновационной работы в образовательных учреждениях Оренбуржья.

  3. УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОРТАЛА


  4. Исходя из того, что ПОРТАЛ является сложным человеко-машинным, программно-информационным комплексом образовательного сообщества, особой инфраструктурой автоматизации и совершенствования системы управления образованием области, повышения качества информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса, требуется выполнение совокупности условий для создания и эффективного функционирования ПОРТАЛА.
    • Система условий создания и функционирования ПОРТАЛА
      • наличие научно-образовательной корпоративной сети региона;
      • наличие материально-технического обеспечения создания и функционирования ПОРТАЛА (собственного сервера для размещения информации и программного комплекса ПОРТАЛА, рабочих мест для специалистов, доменного имени и адреса в сети Интернет);
      • предоставление информационных материалов для размещения на ПОРТАЛЕ организациями, изъявившими свое намерение принимать участие в деятельности портала;
      • активное использование творческого потенциала педагогических кадров и специалистов образовательных учреждений Оренбургской области для создания и обновления информационно-методических материалов рубрик ПОРТАЛА;
      • наличие группы специалистов:

      • - для создания и поддержания программного обеспечения (ПО) ПОРТАЛА;
        - для подготовки и непрерывного ведения информационного наполнения и обновления всех рубрик ПОРТАЛА;
      • наличие проработанной архитектуры и программного обеспечения регионального портала образовательного сообщества на основе принципов взаимосвязи и функционирования сайтов образовательных учреждений города и области;
      • участие всех заинтересованных образовательных учреждений в непрерывном обновлении информации о своей деятельности на региональном ПОРТАЛЕ. Учреждения, имеющие собственные сайты, могут представить на региональный ПОРТАЛ баннеры для обеспечения свободного выхода на сайт образовательного учреждения пользователей регионального ПОРТАЛА;
      • создание редколлегии регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья;
      • наличие свободного доступа к информационным ресурсам ПОРТАЛА для разных категорий пользователей;
      • совместное поддержание деятельности ПОРТАЛА на условиях согласованного долевого функционального участия образовательных учреждений Оренбурга и Оренбургской области, а также всех заинтересованных сторон;
      • обеспечение финансовыми средствами: выделяемыми для информатизации образования национальной программой "Образование"; грантов региональных и федеральных программ; от размещения на портале рекламных материалов фирмами и предприятиями, заинтересованными в привлечении специалистов на свои производства; др.
    • Принципы создания и развития ПОРТАЛА
      • демократичность. Равноправное участие всех образовательных учреждений в подготовке, обсуждении и использовании разработанного программного и методического обеспечения, представленного на ПОРТАЛЕ;
      • централизованность накопления образовательных ресурсов;
      • системность. Системный подход к созданию и размещению информации в тематических рубриках ПОРТАЛА;
      • коллегиальность. Объединение творческих сил профессорско-преподавательского состава (ППС), сотрудников вузов и педагогических работников образовательных, культурно-просветительных учреждений, других заинтересованных сторон для модернизации системы образования в Оренбуржье на основе активного использования современных и коммуникационных технологий;
      • принцип добровольности. Принцип добровольного участия всех заинтересованных сторон в создании и ведении рубрик портала является главным принципом функционирования ПОРТАЛА и формирования имиджа своего предприятия, организации, учреждения;
      • коллективное и индивидуальное использование распределенных образовательных ресурсов;
      • открытость. Свободный, но авторизированный доступ ко всем видам работ, проводимых специалистами при создании и функционировании регионального портала образовательного сообщества;
      • информативность о деятельности образовательных учреждений Оренбургской области, быстрый поиск необходимой информации по образовательным учреждениям города, области, страны;
      • инновационность. Совершенствование технологий обучения (e-Learning, дистанционных, открытых и опережающих образовательных технологий) на основе активного использования компьютерных средств обучения и телекоммуникационных средств связи;
      • экспертный отбор информации. Проведение экспертизы предлагаемой информации и подготовка рекомендаций к размещению информации в принятых стандартах;
      • непрерывное контролирование и анализ создания, накопления, обновления и использования образовательных ресурсов области;
      • совместное финансирование деятельности ПОРТАЛА включает:

      • -использование материально-технических, кадровых и информационных ресурсов Оренбургского государственного университета и всех образовательных учреждений Оренбуржья, изъявивших желание сотрудничать в создании и ведении информационно-образовательного ПОРТАЛА;
        -федеральное финансирование, выделяемое на выполнение приоритетного национального проекта "Образование";
        -региональное финансирование Плана мероприятий Министерством образования Оренбургской области на выполнение приоритетных национальных программ (ПНОП) (пп. Плана 2.4., 2.5.3., 2.5.4).
      • частичное самофинансирование деятельности ПОРТАЛА через предоставление платных услуг населению и организациям, доходов от тиражирования и распространения подготовленных информационно-методических, учебных и рекламных материалов.
      Выступая как компонент системы образования, ПОРТАЛ сможет обеспечивать сбор и подготовку комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов и свободный доступ к ним за счет эффективного механизма поиска собственных и внешних образовательных интернет-ресурсов.

  5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОРТАЛА


    • Научно-методический Совет (НМС) ПОРТАЛА – главный руководящий орган ПОРТАЛА во главе с председателем НМС. Совет формируется по должностному принципу из числа первых руководителей образовательных учреждений с привлечением известных ученых и педагогов в области информатизации образования. Председатель Совета избирается голосованием (простое большинство) членов Совета.
    • Координатор работ по созданию и функционированию портала обеспечивает общее руководство и необходимые условия для создания и нормального функционирования ПОРТАЛА (финансовое, материальное и правовое сопровождение ПОРТАЛА).
    • Научный руководитель ПОРТАЛА:
      • формирует редакционную коллегию ПОРТАЛА, обеспечивающую сбор и качественное предоставление информации в рубриках ПОРТАЛА и отвечающую за динамичность обновления содержания рубрик;
      • предлагает кандидатуры руководителей тематических групп по направлениям отбора и подготовки образовательного материала и контролирует формирование групп из наиболее опытных педагогов образовательных учреждений Оренбурга и Оренбургской области;
      • предлагает состав технологической группы для создания и сопровождения ПОРТАЛА;
      • организует и контролирует работу по осуществлению проекта в целом.
    • Редакционная коллегия – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:
      • планомерный сбор необходимой информации;
      • качественное, своевременное наполнение и обновление рубрик ПОРТАЛА информационно-образовательными ресурсами;
      • формирование ссылок на сайты других образовательных учреждений и на тематические сайты, содержащие информацию по тематикам ПОРТАЛА;
      • подготовка информационно-методического материала в необходимых стандартах;
      • решение текущих организационных вопросов по информационному наполнению рубрик ПОРТАЛА.
    • Экспертная группа – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:
      • отбор и подготовка информационно-методического материала по выделенным приоритетным направлениям;
      • анализ существующих распределенных ресурсов по представлению редакционной коллегии; подготовка рекомендаций к размещению на ПОРТАЛЕ информационных и учебно-методических материалов.
    • Группа программного обеспечения и администрирования ПОРТАЛА (ПОАП) – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:
      • разработка и сопровождение программного комплекса ПОРТАЛ;
      • сопровождение и администрирование портала (сервера);
      • разработка программных продуктов образовательного направления.

  6. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА


    • Интеграция электронных ресурсов в целях планомерного развития образовательного пространства региона.
    • Вовлечение новых электронных образовательных продуктов в учебный процесс.
    • Выявление образовательных ресурсов образовательных учреждений региона и интернет-среды, экспертный отбор, а также хранение электронных ресурсов или ссылок на них непосредственно на сервере ПОРТАЛА.
    • Классификация и систематизация ресурсов (их рецензирование, тематическая рубрикация, формирование карточек метаописания).
    • Формирование базы метаданных в соответствии со стандартами на описание ресурса (метаметка, ярлык, библиографическое описание и др.).
    • Обеспечение возможностей интуитивно понятной системы поиска электронных образовательных ресурсов.
    • Поиск, создание и размещение на ПОРТАЛЕ новых электронных ресурсов.
    • Организация сервиса рассылки учебно-методической и научной информации.
    • Организация коллективного обсуждения проблем образовательного процесса (форумы, видеоконференции, консультации в on- и off-line режимах).

  7. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ ПОРТАЛА


    • Педагогические работники всех категорий (преподаватели вузов и ссузов, учителя школ, руководители системы образования, организаторы различных форм обучения).
    • Обучающиеся (ученики школ, абитуриенты, студенты, аспиранты, соискатели, другие обучающиеся).
    • Общественность, заинтересованная в получении качественного образования (родители, работодатели, политические и административные деятели, др.). На рисунке 1 представлены связи регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья с разработчиками и пользователями информационно-образовательных ресурсов ПОРТАЛА.

  8. ФУНКЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА


    • Руководители системы образования области получают дополнительную возможность модернизации образовательной системы области, улучшения программно-методического обеспечения обучения и повышения квалификации педагогических кадров, активизации творческого потенциала, развития сотрудничества сторон, заинтересованных в повышении качества образования.
    • Образовательные учреждения области могут:
      • делегировать своих представителей для выполнения работ по наполнению рубрик ПОРТАЛА на договорной основе с другими участниками и создателями портала;
      • вести периодически обновляемую рекламную информацию о своем образовательном учреждении не только на сайте своего учреждения, но и на более широком информационном пространстве;
      • предоставлять информационный материал о своем образовательном учреждении в той форме, которая может дать более полное представление о конкретном образовательном учреждении, о педагогических кадрах, выпускниках и лучших учащихся данного учреждения, наиболее интересных делах и результатах деятельности;
      • вести более активную внешнюю работу с другими образовательными учреждениями, участвовать в коллективных обсуждениях наиболее важных проблем образования в области и стране;
      • повышать уровень программно-методического обеспечения учебного процесса в своем образовательном учреждении на основе коллективно выполненных разработок и методик обучения;
      • участвовать в совместных разработках программно-методического обеспечения, размещаемого на ПОРТАЛЕ, что развивает и повышает квалификацию педагогических кадров;
      • использовать коллективно созданные программно-методические материалы для совершенствования учебного процесса в своем образовательном учреждении.
    • Преподаватели вузов, ссузов и учителя школ имеют возможность:
      • участвовать в совместных обсуждениях деятельности ПОРТАЛА, предлагать способы и пути совершенствования деятельности ПОРТАЛА.
      • выполнять свои методические разработки, участвовать в обмене опытом и обсуждении современных методик обучения и инновационных образовательных технологий;
      • использовать коллективно созданные программно-методические материалы для совершенствования учебного процесса;
      • развивать творческое сотрудничество с коллегами и учениками.
    • Работодатели имеют возможность:
      • предоставлять информацию о вакансиях для специалистов;
      • размещать рекламную информацию о своем предприятии, фирме;
      • вести поиск проектов, выставленных на ПОРТАЛЕ;
      • получать доступ к любым рубрикам ПОРТАЛА.
    • Другие пользователи портала могут:
      • получать доступ к любым рубрикам ПОРТАЛА;
      • участвовать в обсуждении целесообразности и эффективности деятельности ПОРТАЛА;
      • предлагать способы и пути совершенствования деятельности ПОРТАЛА.

    СВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА СО ВСЕМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ


    Рисунок 1

  9. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПОРТАЛА


    • Официальная информация ПОРТАЛА (Программа информатизации Оренбургской области, Концепция портала, Положение о портале, Архитектура портала, состав научно-методического совета (НМС) ПОРТАЛА, состав редакционной коллегии и экспертных групп, информация о правилах работы, др.).
    • Сведения об образовательном сообществе Оренбуржья (презентационная информация об образовательных учреждениях области всех уровней, информационно-аналитические материалы, Концепция информатизации образовательной системы Оренбуржья, баннеры сайтов образовательных учреждений, др.).
    • Персоналии (ведущие педагоги и научно-педагогические работники области, аннотации направлений их научно-методической и преподавательской деятельности, лучшие ученики, студенты, аспиранты, др.).
    • Информация для сотрудничества (партнерство, спонсорство, договоры на подготовку сайтов, рекламной информации, размещаемой на портале, др.).
    • Современные образовательные технологии (компьютерные, дистанционные, мультимедийные, опережающие) и методики их применения.
    • Программные средства обеспечения и управления образовательным процессом (конструктор учебных курсов, программы тестирования, программы анкетирования, электронный журнал, ссылки на готовые инструментальные средства для разработки авторских компьютерных курсов обучения, др.).
    • Учебные материалы (курсы лекций, учебные пособия, учебники), систематизированные по тематическим блокам.
    • Учебно-методические материалы (сборники задач, тестов, методические пособия, слайд-шоу), систематизированные по тематическим блокам.
    • Материалы для абитуриентов (списки вузов и ссузов для поступления, правила приема в различные образовательные учреждения, условия обучения, все необходимые методические материалы для абитуриента, др.).
    • Информационно-методические материалы для повышения квалификации ППС и педагогических работников образования.
    • Ссылки на научные издания (журналы, монографии, сборники трудов, статьи, доклады, тезисы и т.д.) по тематическим блокам.
    • Выход в электронные библиотеки (электронные каталоги, поиск по тематическим направлениям и авторам необходимых публикаций, авторефератов, монографий и др.).
    • Интернет-ресурсы (аннотированные ссылки на полезные сайты: базы данных, электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки, архивы, поисковые системы и т.п.).
    • Дистанционное обучение и взаимодействие.
    • Конференции, проекты, конкурсы разного уровня.
    • Творческие работы и публикации образовательного сообщества Оренбуржья.
    • Предложения о сотрудничестве.
    • Информация работодателей, поиск места работы.
    • Новости образования (в области, в стране, за рубежом).
    • Интерактивные сервисы (форумы, интернет-гостиные, видеоконференции).
    • Информация о новых российских и зарубежных учебных программах и адреса, по которым они размещены.
    • Разное (афиши театров и кино, концерты, туризм, экскурсии, т.д.).
    • Контактная информация.

    КОМПОНЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ОРЕНБУРЖЬЯ


    Рисунок 2

    МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА ПРИ СОЗДАНИИ ЕИОС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

    Рисунок 3

  10. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОРТАЛА


  11. Первый этап – организационный (апрель 2006 года - декабрь 2006 года)
    • Создание управленческой структуры, в состав которой должны входить: Научно-методический Совет портала; руководитель проекта, экспертные группы по основным направлениям подготовки, распределенная редакционная коллегия; группа программного обеспечения.
    • Разработка нормативно-правовой базы и схемы финансовой поддержки всех работ по созданию и ведению портала (финансирование проекта "Создание и развитие портала образовательного сообщества Оренбуржья").
    • Разработка структуры и программного комплекса портала с основными механизмами авторизации, различного вида поисков, подключения к региональному порталу сайтов образовательного сообщества Оренбуржья и т.п.
    • Разработка рубрик портала и структуры оформления документов, представляемых на портале.
    • Формирование творческих коллективов для работы над тематическими рубриками.
    • Сбор, подготовка и обработка информации, отработка формата представления информации в рубрики портала.
    • Пробное наполнение ресурсами основных рубрик портала (на первом этапе осваиваются преимущественно имеющиеся материалы различных структур образования области).
    • Создание списка ссылок на существующие образовательные сайты федерального уровня и сайты Оренбуржья.
    • Проведение обсуждения программного комплекса портала и пробного наполнения рубрик портала.
    • Апробация функционирования версии портала.
    • Проведение мониторинга распределенных электронных ресурсов, представленных на портале.

    Второй этап – развитие портала (январь 2007 года - декабрь 2007 года)
    • Завершение работ по доработке программного комплекса ПОРТАЛ.
    • Завершение формирования и обновления творческих коллективов для систематического пополнения рубрик портала, отработка механизма регулярного обновления ресурсов тематических рубрик портала.
    • Интеграция на технологическом уровне разрабатываемого портала в систему федеральных образовательных порталов.
    • Регистрация регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья на федеральном уровне.
    • Плановое ведение текущей образовательной деятельности через страницы портала (формирование электронных ресурсов портала для начального, среднего и высшего профессионального образования):
      • регулярное пополнение рубрик;
      • предоставление постоянного и надежного доступа к систематизированным образовательным ресурсам;
      • помощь в преодолении дефицита литературы и в приобретении навыков работы в среде Интернет;
      • формирование электронных коллекций учебно-методических пособий;
      • поддержание образовательной деятельности через интернет-трансляции, видео- конференции, форумы и чаты портала;
      • организация сервиса почтовой рассылки информации.
    • Организация помощи субъектам Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ", а также другим образовательным структурам Оренбургской области в создании сайтов учреждения.
    • Организация работы по мониторингу электронных ресурсов Интернета и эффективности работы портала образовательного сообщества Оренбуржья.
    • Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями Оренбуржья, общественными и политическими организациями, музеями, библиотеками, учреждениями дополнительного образования и производственными организациями, заинтересованными в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.


Региональный ПОРТАЛ должен стать координирующим органом создания единой образовательной информационной среды (ЕОИС) Оренбургской области.

[ вверх ]

    28.05.2009

Система Orphus
статистика сайта Rambler's Top100 Информационно-образовательный портал Ульяновской области Яндекс цитирования
Copyright © 2007-2013 Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья.
Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО Оренбургского государственного университета.
Использование текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов возможно только со ссылкой ORENPORT.RU.

Locations of   visitors to this page