Материалы заседания Ученого Совета Ассоциации

"Оренбургский университетский (учебный) округ"

 

Приветственное слово В.П. Ковалевского, председателя Ученого совета Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ, ректора Оренбургского государственного университета, доктора экономических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ.
Взаимодействие Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ" и органов управления образованием в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование". Доклад директора Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ", доктора педагогических наук, профессора Н. А. Каргапольцевой.



      Приветственное слово В.П. КОВАЛЕВСКОГО, Председателя Ученого совета Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ, ректора Оренбургского государственного университета, доктора экономических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ.

         Уважаемые члены Ученого совета Ассоциации!
         Уважаемые коллеги!
         Уважаемые гости!

       Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» в августе этого года исполнилось 7 лет. Многие из присутствующих в этом зале были участниками учредительной конференции, прошедшей 17 августа 2000 года. Тогда по инициативе Оренбургского государственного университета и Оренбургского областного институт повышения квалификации работников образования, при поддержке 69 образовательных субъектов г. Оренбурга и Оренбургской области было принято решение о создании Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ».
       Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» имеет статус юридического лица с февраля 2001 года. В ее составе 97 образовательных субъектов г. Оренбурга и Оренбургской области, более 120 тысяч педагогов, студентов и учащихся. Основные задачи деятельности Ассоциации связаны с решением проблем модернизации регионального образования, исследованием его базовых компонентов, внедрением инновационных образовательных, в том числе информационных и мультимедиа технологий в педагогический процесс, организацией сотрудничества ведущих ученых с коллективами образовательных учреждений в условиях всесторонней академической интеграции.
       Ядром интеграции образовательных учреждений выступают ведущие университеты и созданные на их базе университетские комплексы с включением в их состав других вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования.
       В нашем региональном образовательном сообществе подобная роль принадлежит Оренбургскому государственному университету.
       В российском образовательном пространстве известны две основные формы инновационно-организационного построения взаимодействия университетов с образовательными учреждениями – университетский комплекс и университетский округ. Наш университет успешно реализует обе интеграционные модели сотрудничества.
       На сегодня университетский комплекс ОГУ представляет единая сеть филиалов и колледжей, позволяющая обеспечивать качественное профессиональное образование. На базе нашего университета развернута Федеральная экспериментальная площадка Минобразования России «Интегрированная образовательная система «колледж-вуз». В университете создана система довузовского образования, в которую входят университетские школы (лицей-интернат для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья, гимназия № 5, лицей № 2 и др.). Выстроена система послевузовского образования, включая работу с дипломированными специалистами различных отраслей экономики, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов. Основная деятельность в этом направлении проводится на базе Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОГУ.
       Приоритетной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования является аспирантура и докторантура. В настоящее время в университете ведется подготовка кадров высшей квалификации по 11 отраслями наук, включающим 46 специальностей аспирантуры и 7 – докторантуры.
       На современном этапе эффективное использование научно-технического потенциала, широкое развитие инновационной деятельности и интеграционных процессов, создание условий для продвижения научно-технических разработок на рынок являются исключительно важными и актуальными не только для развития Оренбургского государственного университета, но и для всего регионального образовательного пространства.
       С 2002 года по настоящее время проводится комплексное исследование по проблеме «Формирование образовательного пространства университетского комплекса и учебного округа». Данное исследование осуществляется Оренбургским государственным университетом и Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ» в рамках деятельности Южно-Уральского научно-образовательного центра Российской Академии образования. Это расширяет интеграционные возможности образовательного пространства, способствует обогащению форм взаимодействия с образовательными учреждениями, позволяет совершенствовать методы проектирования личностно развивающих программ.
       Приоритетным направлением деятельности Оренбургского государственного университета и Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» является организация сотрудничества ведущих ученых университета с педагогическими коллективами образовательных учреждений в обновлении содержания и методов образовательной деятельности, научно-методического сопровождения инновационных образовательных технологий. Еженедельно школьники г. Оренбурга имеют возможность получать индивидуальные консультации профессорско-преподавательского состава ОГУ, слушать лекции ведущих ученых по различным научным областям.
       Опыт деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» по интеграционному взаимодействию обсуждался на Первой Всероссийской научно-практической конференции Ассоциаций региональных университетских округов – «Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт, проблемы, перспективы» в Санкт-Петербурге в феврале 2007 года. Следующая Всероссийская конференция Ассоциации университетских округов состоится в Оренбурге в феврале 2008 года.
       Таким образом, многогранная деятельность университетского комплекса и университетского учебного округа способствует созданию условий для осуществления общественно-государственного управления образованием.
       Именно такая тема вынесена в повестку сегодняшнего заседания Ученого совета Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». К обсуждению мы пригласили Министерство образования Оренбургской области, руководителей Администрации г. Оренбурга, общественно-политических организации, учебных заведений.





Взаимодействие Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» и органов управления образованием в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».

      Доклад директора Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», доктора педагогических наук, профессора Н. А. Каргапольцевой.


         Уважаемый Председатель Ученого совета!
         Уважаемые члены Ученого совета Ассоциации!
         Уважаемые коллеги!

      Проблема общественно-государственного управления образованием, вынесенная для обсуждения на заседание Ученого совета Ассоциации, является одной из наиболее значимых для решения вопросов модернизации российского образования.
       Разграничение полномочий между государственным, муниципальным и школьным уровнями управления образовательной деятельностью - приводит к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
       Современная, гибкая, эффективная модель образования может появиться только в тесном диалоге общества и работников образования. Только тесный диалог общества и учителей, общественное управление образованием сможет решить проблемы современного образования.
       В нашей стране имеется значительный опыт государственного управления системой образования и гораздо меньший - участия общественности в жизни школы, всего образования. В чем заключается особенность общественной составляющей управления и почему ее использование необходимо в современной системе образования?

       Обозначим несколько важных позиций:
         – общественное управление - это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в деятельности системы образования;
         – социум определяет социальный статус управления образованием, образует общий фон его жизнедеятельности;
         – общественность выступает источником ресурсов развития системы образования;
         – в социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;
         – успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия;
         – эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников.

       Таким образом, общественное управление можно рассматривать как условие инновационного развития современной системы образования, при котором:
         – формируется позиция открытости образовательного учреждения;
         – смещаются акценты внимания в оценке деятельности учреждений и педагогов с образовательного процесса на образовательный результат;
         – появляется объективная информация о состоянии качества образования;
         – содержания образования в большей степени ориентируется на запросы потребителей;
         – создаются новые формы общественного контроля над качеством образования.

       Одним из институтов общественного воздействия на процессы модернизации российского образования являются университетские округа, возрождение которых инициировано Российским Союзом ректоров и поддержано Президентом и Правительством Российской Федерации.

       История возникновения Оренбургского учебного округа восходит к 1874 году, когда император Александр II подписал учредительные документы о его создании. Шесть огромных территорий объединяла тогда Оренбургская губерния: Уральская, Уфимская, Пермская, Тургайская, Курганская и Челябинская. Образовательная деятельность Оренбургского учебного округа освещалась на страницах 13 педагогических журналов. Возрождение Оренбургского учебного округа в новом качестве произошло 17 августа 2000 года на учредительной конференции 69 различных образовательных структур Оренбурга и Оренбургской области.
       Университетские округа как корпоративная форма организационно-инновационной образовательной деятельности способствуют реализации комплексного подхода к проблемам образования с учетом особенностей социально-экономического развития страны и каждого региона.
       На сегодняшний день в состав Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» входят 97 образовательных субъектов Оренбурга и Оренбургской области, объединяющих более 120 тысяч педагогов, студентов и учащихся.
       В структуре Ассоциации 3 научно-исследовательских лаборатории:
         – духовно-нравственного просвещения молодежи (заведующая лабораторией, Заслуженный работник культуры РФ, Н.А.Ломакина);
         – модернизации образования (заведующая лабораторией, О.Г. Наумова, ст. преп. кафедры физики ОГУ);
         – мультимедийного образования (заведующая лабораторией, кандидат технических наук, доцент ОГУ Н.Г.Семенова).

       Сотрудниками этих лабораторий на общественных началах являются руководители инновационных образовательных учреждений, лучшие педагоги, ведущие ученые, представители творческой интеллигенции и родительской общественности. Таким образом, деятельность Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» изначально ориентирована на интеграцию общественного потенциала субъектов образовательного пространства.
       Взаимодействие Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» с Министерством образования Оренбургской области и муниципальными управлениями образования в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» выстраивается с учетом таких направлений, как «Классный руководитель», «Инновационная школа», «Лучшие учителя», «Информатизация образования», «Талантливая молодежь».
       Сотрудники Ассоциации включены в состав экспертного совета по определению победителей в приоритетном национальном проекте «Образование».
       Интеграция научных, образовательных, культурно-просветительных учреждений при поддержке органов местного самоуправления в создании единого образовательного пространства Оренбуржья наиболее успешно происходит в процессе реализации комплексных социально-образовательных программ, проектов и инициатив:
         – «Педагогический Олимп» (координатор – А.В. Кирьякова, проректор по научной работе и международным связям ОГУ, д.п.н., профессор);
         – «Интеллектуальное будущее Оренбуржья» (координатор – М.В. Фесенко, к.п.н., директор лицея-интерната для одаренных учащихся);
         – «Оренбургское региональное научное общество учащихся» (координатор – А.И. Щетинская, генеральный директор Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования ОГПУ, д.п.н., профессор);
         – «Конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Оренбуржья» (координатор – Т.Г. Белова, директор Центра развития образования ОГУ);
         – «Открытие таланта» (координатор – В.Е. Краснов, начальник управления культуры Администрации г. Оренбурга, Заслуженный работник культуры РФ);
         – «Восхождение к Слову» (координатор – Н.Е.Ерофеева, д. филол.н., профессор, декан филологического факультета Орского гуманитарно-технологического института, директор Орского филиала Ассоциации);
         – «Педагогика медиаобразования» (координатор – Н.Г.Семенова, к.т.н., доцент ОГУ).

       В сентябре 2006 года на региональном круглом столе с учителями географии общеобразовательных школ и студентами геолого-географического факультета ОГУ, проводимом Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ» совместно с редакцией газеты «Первое сентября», (г. Москва) и кафедрой географии и регионоведения ОГУ, был дан старт новому проекту «Оренбуржье: знаем, любим, бережем!» (координаторы – Герасименко Т.И., д.геогр.н., доцент, зав. кафедрой географии и регионоведения ОГУ, Усачева Л.Г., директор Оренбургского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения).
       С февраля 2006 года при Ассоциации начала образовательную деятельность «Школа юных геологов» (научные руководители – Панкратьев П.В., д.геолог.-минерал.н., профессор, зав.кафедрой геологии ОГУ, Черняхов В.Б., к.геолог.минерал.н., доцент кафедры геологии ОГУ; директор Школы юных геологов – Овчинников М.А.). Примером успешного социального партнерства может служить совместный проект Оренбургского государственного университета, Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви, Облкиновидеообъединения, Управления образования и Управления культуры Администрации г. Оренбурга – кинолекторий «За возвышение души человеческой» и музыкально-поэтический лекторий «Среди миров, в мерцании светил…». В лучших залах г.Оренбурга – кинотеатрах- «Космос», «Русский молот», Дворцах культуры «Россия», «Молодежный» вот уже одиннадцатый год выступают ученые, священнослужители, профессиональные актеры, музыканты, писатели, поэты, художники, талантливые исполнители народных песен, организован бесплатный просмотр тематических художественных и документальных фильмов. Аудитория слушателей включает не только студенческую и школьную молодежь, преподавателей высших и средних образовательных учреждений, но и ветеранов войны и труда, представителей интеллигенции. Начиная с 2001 года, проведено более 80 музыкально-поэтических вечеров с охватом около 35 тысяч слушателей.
       С целью активизации интеграционных процессов по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательное пространство города, Ассоциация осуществляет тесное сотрудничество с Управлением образования администрации г. Оренбурга и Управления образования администрации МО «Оренбургский район». Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» имеет многолетний опыт плодотворного взаимодействия с Управлением образования г. Оренбурга и муниципальными образовательными учреждениями, где проводятся методические занятия с учителями инновационных образовательных учреждений по овладению навыками применения современных информационных технологий в учебном процессе. На базе гимназий № 2, № 5 открыты филиалы лаборатории мультимедийного образования Центра развития образования ОГУ и Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», где апробируется научно-методическое обеспечение информатизации полного среднего общего образования. Курсовую подготовку по разработке и использованию мультимедийных педагогических средств прошли 37 педагогов гимназий №№ 2, 5, 6, лицеев №№ 1,4,6 и других общеобразовательных учреждений.
       Из учащихся гимназий и лицеев, входящих в состав Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», сформированы команды, принимающие участие в международных конкурсах компьютерных работ «Цифровой ветер» (Саратов, март 2004-2006), Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по WEB-графике (ноябрь-декабрь 2004, октябрь 2005, ноябрь 2006) и др.
       Организация опытно-экспериментальной работы по введению в практическую деятельность школ г. Оренбурга – субъектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» – информационных, в том числе мультимедиа технологий, осуществляется также при поддержке Оренбургского государственного университета и включена в Комплексную программу Института информатизации Российской академии образования отдельным научным направлением. В рамках этой деятельности 78 директоров, заместителей директоров, педагогов образовательных учреждений, специалистов отделов и управления образования г. Оренбурга прошли курсовую подготовку по освоению современных информационных технологий.
       Сотрудниками Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» совместно с Управлением образования г. Оренбурга было организовано 14 научно-методических семинаров по актуальным вопросам информатизации образования. 20 учителей лицея № 1, гимназий № 2,5,6, школы № 46 г. Оренбурга научились создавать и использовать в образовательном процессе мультимедийные педагогические средства по истории, биологии, литературе, географии, геометрии, информатике, физике, химии, иностранным языкам.
       Совместно с Управлением образования администрации г. Оренбурга Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» проводит научно-практические конференции, семинары для руководителей образовательных учреждений города, мастер-классы, круглые столы, презентации учебно-исследовательской деятельности школьников, дни науки, конкурсы исследовательских работ учащихся, занятия «Школы молодого специалиста», смотры-конкурсы «Учитель года» и др.
       Дальнейшее совершенствование деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» связано с научно-исследовательским и научно-методическим обеспечением модернизации образования в Оренбургском регионе, совершенствованием механизмов общественно-государственного управления образованием, реализацией основных направлений приоритетного национального проекта «Образование».