образовательные ресурсы

образовательные ресурсы
• Сделать стартовой •
образовательные ресурсы
образовательные ресурсы
образовательные ресурсы образовательные ресурсы

На главную Обратная связь Форум Чат Гостевая книга Анкета
Фотография размером 210х310

КИРЬЯКОВА АИДА ВАСИЛЬЕВНА

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета


e-mail: aida@mail.osu.ru


Профессор А.В. Кирьякова - заслуженный деятель науки РФ, основатель научной школы "Аксиология образования". За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования в 2008 году, в канун Дня знаний Аида Васильевна была награждена орденом Ломоносова.

 


Аида Васильевна Кирьякова - выпускница факультета иностранных языков Оренбургского пединститута и аспирантуры им. А.И. Герцена.

Трудовой путь начала учителем английского языка в родной школе. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году - докторскую, в Санкт-Петербурге. Около двух десятков лет проработала в Оренбургском госпединституте: была деканом факультета иностранных языков, заведовала кафедрой педагогики, возглавляла проблемную лабораторию "Аксиология и инноватика".

У нее всегда все получается. В 1993 присвоили звание профессора. В 1995 - избрана действительным членом Международной академии информатизации. В 1997 году получила грант Министерства общего и профессионального образования для развития проекта "Реализация ценностного подхода в педагогике школы". А в 1999 стала председателем Оренбургского филиала Южно-Уральского научно-образовательного центра РАО.

Энергичная, жизнерадостная, она относится к категории тех, о ком говорят: солнечный человек. От природы одаренная блестящим организаторским талантом и искрометным темпераментом, она умеет зажечь идеей даже тех, кто поначалу отнесся к этой идее критически.

Являлась проректором по научной работе ОГУ. Возглавляет докторский диссертационный совет Д 212.181.01 по специальностям: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Под ее руководством защищены 38 кандидатских и 4 докторские диссертации. Представители научной школы А.В. Кирьяковой, в числе которых 8 докторов и 47 кандидатов наук, ведут свою научную и педагогическую деятельность не только в Оренбурге, но и в Москве, Сургуте, Биробиджане, Орске.

Вот уже два десятка лет профессор Кирьякова занимается проблемой аксиологии образования. Наука для Аиды Васильевны - огромный, сверкающий мир прекрасных идей и свершений, и таковым он предстает в ее трудах. Аида Васильевна Кирьякова - автор более 100 печатных работ: монографий (одна из которых размещена на нашем Портале), учебных пособий по вопросам аксиологии образования и т.д. К 20-летию научной аксиологической школы, возглавляемой А.В. Кирьяковой, вышла ее монография "Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике" - результат деятельности ученых, чьи научные взгляды соединяются в целостную аксиологическую парадигму изучения реалий современной педагогической действительности.

Среди основных итогов многолетней деятельности доктора педагогических наук, профессора А.В. Кирьяковой - и создание на базе научно-образовательного центра РАО (Южно-Уральский филиал) исследовательской лаборатории "Аксиология и инноватика" и внедрение региональной программы развития образования.

В нынешнем году, в канун Дня знаний Национальный комитет общественных наград присудил его профессору А.В. Кирьяковой орден Ломоносова за заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования. Обладателей таких орденов в России всего около 70 человек. Награда была торжественно вручена на мероприятиях, посвященных празднованию 265-летия Оренбурга. А Российская академия естествознания присвоила ей почетное звание основателя научной школы "Аксиология образования".

Поражает и восхищает ее энергия, бьющая ключом, ее огромная работоспособность, когда уйма дел осуществляется, что называется, на одном дыхании. Поистине удивительны и плодотворны те творческие связи, что установились у нее с педагогическими коллективами целого ряда стран.

Не удивляет только то, с каким глубоким уважением и сердечностью говорят об Аиде Васильевне Кирьяковой люди, которым посчастливилось работать с ней и учиться у нее.


НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

 

ТЕОРИЯ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Монография

Актуальность проблемы ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Ведущими тенденциями в этом новом русле перемен являются гуманизация, демократизация школы и непрерывность образования. Анализ ситуации взросления современного школьника показывает, что в конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика. В этом социальном контексте особо значимыми являются проблемы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, общества в себе самом, в своих возможностях. Ориентация в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы. Процесс ориентации рассмотрен в исследовании как восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Такое понимание сущности процесса ориентации школьников на социально значимые ценности являлось одновременно концептуальным положением. Педагогическая проекция закона возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса ориентации школьников на социально значимые ценности как самостоятельное, адекватное ведущим ценностям общества движение личности, определить ценностную функцию воспитания как необходимость трансформации ценностей в жизнедеятельность школы и актуализацию личностных потребностей школьников с учетом их возраста и социальной ситуации их развития, освоенных ценностей.

Кирьякова А.В. Оренбург-1996; -188 стр. - Библиогр.: с. 1176-188. - ISBN 5-85859-025-X.

 

МЕХАНИЗМЫ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Статья

В статье раскрываются вопросы личностного обеспечения развития ценностного отношения человека к миру, обосновываются ценностные механизмы формирования его ценностных ориентаций, рассматривается аксиологический аспект педагогической деятельности учителя.

 

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья

Категория "ценность" является базисной в аксиологии, поскольку определяет сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, систему личностного восприятия и освоения культуры. Аксиологическая функция образования заключается в обеспечении становления богатств внутреннего мира личности, в формировании вектор-развития и саморазвития личности. Данная статья о педагогических закономерностях освоения ценностей культуры.

 

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья

Аксиологический потенциал личности - это многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризуещееся наличием у нее устойчивости иерархии ценностных ориентаций, определяющих характер жизнедеятельности:

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья

Кирьякова А.В., Красильникова В.А.

В статье рассмотрены вопросы аксиологического подхода к философской категории информация, рассмотрение последней с позиции теории ценностей для жизненной ориентации и развития личности.

Рассмотрено применения фазного развития ценностей ориентации личности в углубленном аспекте.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ЦЕННОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья

Кирьякова А.В., Старкова Ю.И.

В статье раскрываются теоретические основы развития познавательной самостоятельности студентов с позиции аксиологического подхода к обучению иностранному языку, описаны практические возможности применения одного из педагогических условий становления активной позиции студента - коммуникативно-ценностной технологии.

 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья

Кирьякова А.В., Юдина О.И.

В статье рассмотрен аксиологический подход как методологическая основа формирования этнической толерантности в сфере образования. Этническая толерантность представлена с позиции теории ценностей для жизненной ориентации и развития личности.




Copyright © 2007 РПОСО. Разработчики: ЦИТ ОГУ УСИТО ОГУ
Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья